Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Голый король

Бизнес&Балтия

  

(picture 2)
Адвокат Грутупс.

Конец минувшей недели прошел под знаком Великих Откровений. Широкой общественности как сенсацию преподнесли давно известный факт — адвокаты (тут, правда, была сделала оговорка "возможно") состоят в неформальных отношениях с судьями. Генеральная прокуратура начала проверку, а представители судебной власти и юристы откровенно засуетились.

Очередной телефонгейт разразился после того, как скандальный журналист Лато Лапса передал в Генеральную прокуратуру диски с расшифровками записей телефонных разговоров. Их, возможно, вел известный адвокат Андрис Грутупс по своему офисному телефону в 1998-2000 годах. Среди собеседников (опять же "возможно") — высокопоставленные деятели латвийской судебной системы, вплоть до ("возможно") судей Верховного суда. К дискам Лапса присовокупил заявление с просьбой проверить аутентичность бесед. Случилось это 14 августа — во вторник. Но на протяжении рабочей недели никаких экстренных действий никто не предпринимал.

Ситуация в корне изменилась в минувшую пятницу, когда в продажу поступила книга "Кухня судопроизводства. Рецепты "улаживания" от адвоката Гутупса" (Tiesāšanās kā ķēķis. Advokāta Gūtupa "sakārtošanas" recepti), в которой опубликованы некоторые из этих "возможных" разговоров.

Генеральная прокуратура сразу сообщила, что начала проверку. Верховный суд стал "рассматривать возможность" создания рабочей группы, которая изучит конкретные дела, рассмотренные в период "возможных" разговоров и оценит их на предмет наличия адвокатского влияния на решения суда. Председатель Верховного суда Андрис Гулянс поспешил встретиться с генпрокурором Янисом Майзитисом и пообещать всяческое содействие следствию, как только прокуратура предоставит эти "конкретные дела".

Между тем с пятницы любой желающий имеет к ним доступ — благодаря автору книги — некоему Янису Брукленису и самому г-ну Лапсе, чья компания Baltic Screen выступила в роли издателя. Первые 300 экземпляров получил магазин Jāņa Rozes grāmatnīca. По наблюдениям агентства LETA, в пятницу покупатели проявляли к "Кухне" большой интерес, создавали очереди и приобретали по нескольку экземпляров.

Героями книги являются адвокаты, судьи, председатели судов, которые решают вопросы, связанные с судебными делами. В некоторых случаях это происходит по телефону, но чаще собеседники договариваются о встрече, чтобы "за чашечкой кофе поболтать", или о возможности почитать дело в кабинете у судьи, пока тот будет на заседании. Главный фигурант судейско-адвокатского телефонгейта Андрис Грутупс прокомментировал происходящее коротко: "Разве у нас закон запрещает адвокату с кем-то поговорить?"

Судебную систему испортили люди

Примечательно, что все опрошенные Бизнес&Балтией люди, "никогда сами не сталкивались со сговором адвокатов и судей", но "о таком слышали". Или же пришли к такому выводу, анализируя решения судов по отдельным делам. Мало-мальски конкретный пример назвал Бизнес&Балтии только юрист Алексей Димитров: "В нашей среде ходили разговоры, что есть адвокатские конторы, обратившись в которые, можно рассчитывать на нужное решение судьи". Но сразу оговорился — ему самому с такими явлениями сталкиваться не приходилось.

"Это незаконные действия, поэтому никто о них открыто распространяться не будет", — объяснил синдром всеобщей осторожности Виктор Копосов, глава юридической компании Inlat plus.

Человеческий фактор

Вопрос, однако, в другом: почему в Латвии сложилась именно такая, лишенная иммунитета, система судопроизводства?

Присяжный адвокат Роланд Бортащенок полагает, что причиной было и остается советское мышление людей и неспособность отделить личные отношения от профессиональных. "Всем понятно, что судьи, адвокаты и другие причастные к системе лица учатся в одних университетах, знакомятся, часто дружат. Понятно, что у них не всегда складываются исключительно профессиональные отношения, — рассуждает Р. Бортащенок. — И чтобы человек мог квалифицированно и непредвзято выполнять свои профессиональные обязательства, он должен четко отделять работу от личных отношений".

Илма Чепане, экс-судья Конституционного суда, отчасти солидарна с ним: "Это синдром маленькой страны — все знакомые и однокурсники". "В других маленьких государствах, например в Бельгии и Швейцарии, тоже все друг друга знают, а таких проблем и скандалов нет. Систему делают люди, а сама схема работает хорошо. Например, моя бывшая однокурсница, член Верховного суда, даже отказалась от участия в слете выпускников, потому что знала: там она может столкнуться с адвокатом, который ведет с ней один процесс", — заочно парирует Солвита Аболтиня, экс-министр юстиции. Профессор политологии Иллинойского университета (Чикаго) Расма Карклиня, специализирующаяся на коррупции в постсоветских странах, также видит проблему в людях: "Проблема в адвокатах и судьях, многим из которых не хватает элементарной порядочности".

А вот Андрей Юдин, эксперт по уголовному праву, ничем не готов оправдывать сложившуюся систему: "Я хочу жить в правовом государстве. Чтобы проблемы решались по-честному. А если нечестный подход признается нормой и не соблюдаются законы, то это зло".

А ты покайся

Выход собеседники Бизнес&Балтии видят по-разному. С. Аболтиня не преминула вспомнить, что в бытность министром юстиции она пыталась "очистить" систему, но ей, по ее словам, "не позволили": "Мы разработали законопроект, который в том числе предполагал учредить комиссию по юридической этике. Однако в последний момент Верховый суд заблокировал поправки: это был шаг назад, и теперь мы видим, к чему он привел".

Алексей Димитров и Андрей Юдин верят в способность системы к самоочищению. Но при этом указывают на необходимость давления извне с помощью, например, поправок к законам, создания четких канонов судебной этики, ужесточения ответственности за дисциплинарные нарушения судей и адвокатов вплоть до исключения из коллегии.

Впрочем, кнут они предлагают чередовать с пряником. "На Западе должность судьи — это вершина юридической карьеры, чем человек очень дорожит. А у нас долгое время частные адвокаты имели гораздо более высокий статус в обществе и куда больший заработок, чем судья. Поэтому многие судьи поддавались соблазну. Но в последнее время благодаря росту зарплат судей престиж профессии растет и поэтому ситуация улучшается", — считает А.Димитров.

Илма Чепане не склонна преувеличивать положительное влияние "честных" денег: "Да, оклады сильно выросли. Но уже поздно: судьи не могут отучиться от привычки брать "подарки" от "спонсоров". По ее мнению, ситуацию могло бы выправить публичное признание судей и адвокатов в своих проблемах перед коллегами. "Но если честно, ситуация уже дошла до крайности и у меня нет идей, что делать дальше", — печально признается она.

Роланд Бортащенок тоже смотрит на ситуцию пессимистично: "Система может измениться только со сменой поколений".

А Виктор Копосов и вовсе подвергает сомнению разразившийся скандал. "Тут еще надо разобраться, правда ли это или кто-то наводит тень на плетень. Быть может, за всем стоит борец за справедливость, который нещадно вскрывает нарывы общества и пытается донести это до общества пусть не совсем правильным, но действенным способом. А может, это просто провокация..."

    P. S.

Газета "ЧАС" приводит отрывки из книги «Судопроизводство как кухня. Рецепты адвоката Гутупса». Процитируем.

ГУТУПС И БАНКИРЫ

Гутупс - Валерий Карлин (возможно - глава «Парекса» Валерий Каргин, далее К.)

СОБЫТИЙНЫЙ ФОН: ИДЁТ КОНФЛИКТ «ПАРЭКСА» И «МУЛЬТИБАНКА». ГРУТУПС ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСЫ «МУЛЬТИБАНКА».

Г.: - Я вам одну вещь хотел рассказать. На прошлой неделе у меня один такой интересный человек появился - примерно 45 лет, по национальности еврей. И он сказал, что ему одна частная структура из Саратовского архива прислала дело Чека обо мне. И он предложил мне купить... как он мог достать это дело. Ему предлагали от 30 до 80 тысяч долларов.

К.: - Много. Ну, его нужно отправить в полицию.

Г.: - Я уже все сделал. Я просто хотел вам... Те намеки были ясны, хотя фамилии и не назывались. Можно было так понять, что это вы ему послали.

К.: - Это неправда. Надо идти в полицию, и все (...) Какой-то аферист.

Г.: - Хорошо, спасибо.

ГУТУПС – ЮРИЙ ЩЕТИН (ВОЗМОЖНО – ЭКС-ГЛАВА «МУЛЬТИБАНКА» ЮРИЙ ЩЕТИН, ДАЛЕЕ Щ.)

Щ.: - Что-то я давно о вас не слышал. Ничего у вас не происходит: не стреляют, не взрывают...

Г.: - Нет, все нормально. (...) Я был у генпрокурора... У меня был разговор с этим Каргиным. Я в принципе в Генпрокуратуре согласился с тем, что пока этого Каргина вызывать не надо, чтобы... Никакого ажиотажа и так далее. Но - только пока! А вчера был у Ванагса (возможно - адвокат Ванагс, представлявший интересы «Парекса»). Я ему прямо сказал: «Я свой жест сделал. Вы мне говорили, что отзовете иск и так далее. Но пока я не вижу никакой конкретной деятельности».

ГУТУПС И КЛИЕНТЫ

А вот несколько разговоров адвокатского бюро с клиентами - VIP и не очень. Степень просматривающегося влияния «конторы Гутупса» на решения - впечатляющая... 1988 ГОД. НЕКИЙ «ВЛАДИМИР (ИХ БАНКА)» - З. КАСТИНЬШУ (ВОЗМОЖНО – АДВОКАТ ИЗ БЮРО ГРУТУПСА З. КРАСТИНЬШ):

- Мне Энди порекомендовал позвонить по вопросу Регистра предприятий. Проблема такая, что одна из нотариусов очень всерьез восприняла одну мою случайную ошибку в протоколе собрания учредителей. Там неправильно указано ответственное лицо. И она теперь отказывается регистрировать изменения в уставе. И у меня такой вопрос, можно ли на нее повлиять, чтобы она так много внимания не обращала?

Кастиньш: - Что за нотариус?

- Санта Глазниеце.

- Да, знакомая фамилия. Попробую выяснить. Можете по факсу прислать протокол и подчеркнуть то место, где ошибка? Я попробую в течение пары дней уточнить, можем ли мы помочь.

- Это пара дней.

- Надо сразу?

- Да, надо сразу. Очень срочно. У них встреча через три часа.

- Через три часа... Я боюсь, что это будет трудно. У одного нашего коллеги там однокурсница. Попробовать так... Но я на сто процентов не уверен.

- Может, попробуете? Буду очень признателен.

- Присылайте на факс...

ЯНИС (ИЗ АГЕНТСТВА ПРИВАТИЗАЦИИ, ВЕРОЯТНО, «ЯНИС НАГЛАЙС», ВОЗМОЖНО – ЯНИС НАГЛИС, ДАЛЕЕ .) - ГУТУПС.

Г.: - Я к твоим услугам. Что тебе надо?

Н.: - Хотел попросить о маленькой консультации. Слушай, какие у тебя отношения с Платацисом (возможно - адвокат Платацис)?

Г.: - С Платацисом? Ну, такие, знаешь...

Н.: - Он тебе может ясно сказать?.. У меня такая проблема, мне нужно ясно уточнить, что за адвокатские бюро со стороны обслуживают Струевича. Все дорожки ведут к Айнару. Потому что у его конторы стояла машина DM 14... Даже если этому огурчику мягкому (жаргонизм. - Прим. пер .) денег заплатить, пусть он даст ключик, как он все эти фабулы понастроил об этих решениях. Поэтому он сейчас очень сильно положил на меня... Мне придется со своими ребятами воевать... Я искал связи, но телефон не отвечает.

(...)

- Я попробую, Янис.

ГУТУПС И СУДЬИ

Здесь представлены отрывочные разговоры «Гутупса» и его адвокатов с судьями. Отношения между судьями и адвокатами выглядят достаточно близкими и неофициальными: они договариваются «забежать друг к другу на минуту», судьи принимают благодарности от адвокатов, жалуются на журналистов и т. д.

ГУТУПС – РОМАНУ АПЛИТИСУ (ВОЗМОЖНЫЙ ПРОТОТИП - Р. АПСИТИС, СУДЬЯ ВЕРХОВНОГО СУДА):

Г.: - Роман, слушай, можно тебя сегодня на кофе пригласить? У меня человек будет в 9, но недолго...

Уговор на 11.30. Если что-то изменится, Аплитис обещает перезвонить.

ГУТУПС – ВЕНТА ЦАУРУЛЕ (ВОЗМОЖНО – СУДЬЯ ВЕРХОВНОГО СУДА ВАНДА ЦИРУЛЕ, ДАЛЕЕ Ц.).

Гутупс: приглашает к себе в бюро к 12 на «маленький обед». Вента благодарит. Она придет...

ВАЛДИС ШАБЛОВСКИС (ВОЗМОЖНО – СУДЬЯ ОКРУЖНОГО СУДА ШУБРОВСКИС, ДАЛЕЕ Ш. ) - ГУТУПС.

Событийный фон: газета «Ригас Балсс» написала про приговор судьи Шубровскиса по некому суду с «Латвэнерго» в Гулбене. В статье было указано, что судья воспроизвел в приговоре все несообразности, высказанные Грутупсом в своей просьбе. В частности - «передавать по электропроводам и электричество, и тепло».

Ш.: - Ну что? Пудрит мозги «Ригас Балсс»? Читал?..

Г.: - Я читал, да только я не понял последней статьи. Я вообще не понял, о чем там идет речь.

Ш.: - Речь о том... Пока ты болел... Что Энди пудрил мозги, так можно сказать. Между нами говоря. Он сказал: «Нужно, чтобы там было... Чтоб можно было подключить... Прямо сказать: в режиме когенерации». Ну, раз прямо, так прямо... Я взял и написал. Но на фига это надо было? Теперь они за это уцепились. В том смысле, что они не могут подключить в режиме когенерации. Он сказал, что в приговоре не было... Но я не знаю, эти дураки работают своим аппаратом? Но вкратце я прочел. Может, он не слышал, а может...

Г.: (...) А эта статья - бред. Он просто настроил мальчика (возможно - автор статьи в «Ригас Балсс» Арнис Клуйнис)... Я его уберу... Я на следующей неделе встречаюсь с одним человеком... Я по телефону об этом не хочу... Я этого парня с этой темы уберу. Я клянусь. Мальчик будет писать о домашних овощах.

РАЗГОВОР ГУТУПС – ЭДИЯ ВЕЙНУША (ВОЗМОЖНО – СЕНАТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ВЕРХОВНОГО СУДА ЭДИТЕ ВЕРНУША, ДАЛЕЕ В.).

Событийный фон: представляемая Грутупсом сторона выиграла суд.

Г.: - Прежде всего я хочу сказать вам большое спасибо, Эдия.

В.: - Пожалуйста-пожалуйста!

Г.: - Я ваш большой должник.

В.: - Да ну! ( Смеется .)

Г.: - Правда, большой должник. Как и Ванагса. Для меня это был принципиальный вопрос.

В.: - Да, можно было понять. Теперь тот бедолага остался один с....

Г.: - Да. Он однажды сказал, что ему в Латвии было бы нормально, если бы Гутупс не мешался... Я ему вчера сказал: «Юрис, ну подожди, пока я помру! Это же скоро, и тогда ты будешь первым»... У нас такое в кулуарах... Эдия, правда, просите у меня что хотите. В том числе и чтоб я отступался от дел, если будет на то ваша воля.

В.: - Не, я так не могу.

Г.: - ...так что спасибо еще раз! Вы сегодня весь день будете на месте?

В.: - Я, в принципе, в зале на двух делах... Но вообще на месте.

Г.: - Ясно. Спасибо!

Рекомендуем на данную тему:

Господин адвокат, прокурора и судью вызывали?

Опять телефонгейт

2007-08-20 09:56:10