Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Генпрокурор допускает, что его тоже прослушивают

Иван Рубинчик

  

(picture 2)
Янис Майзитис. Фото с сайта www.prokuratura.gov.lv.

Генпрокурор Латвии Янис Майзитис признался, что его сотрудники занимались утечкой информации, а лица, которых он не хотел бы называть, подслушивали его работников в помещениях Генпрокуратуры, установив там подслушивающие устройства

Генеральный прокурор Янис Майзитис дал обширное интервью газете Neatkarīgā Rīta Avīze в номере за 12 февраля. В нём он сознаётся, что криминальный процесс в Латвии применяется неправильно и возбуждается слишком часто. Чтобы не допускать перегрузки Госполиции и прокуратуры из-за обилия возбуждённых криминальных процессов, Майзитис бы хотел принятия новых законов и укоренения новой процессуальной практики. А именно, чаще следовало бы, не доводя дело до криминального процесса, применять предстадии: служебная проверка, если речь идёт о преступлениях должностных лиц, экспертиза, когда расследуются случаи смерти, осмотр места происшествия (дорожные аварии) и, кроме того, следует уменьшить объём документов, которые при расследовании заполняют прокурор и следователь.

«Введение нового процессуального законодательства совпало с кризисом в Госполиции - нехваткой в ней кадров - и ещё более углубило его», - заключил Майзитис.

Майзитис постарался ни опровергать, ни отрицать того факта, что новое процессуальное законодательство было введено под нажимом США:

«Я никогда не рассказывал, не рассказываю и не собираюсь рассказывать, с послами каких стран я встречаюсь и о чём они со мной говорят».

Майзитис пообещал, что в течение полуторы-двух недель будет закончено служебное расследование по судье Рижского окружного суда Зайге Врублевской, которая претендует на должность судьи Конституционного суда. Расследование ведёт сама Генпрокуратура. С просьбой возбудить против Зайги Врублевской криминальный процесс в Генпрокуратуру обратился KNAB. Мотивация - необъективный приговор по административному делу, касающемуся интересов мэра Вентспилса Айвара Лембергса и «вентспилских бунтовщиков» предприятия Ventbunkers. Судья приняла решение, играющее на пользу Лембергса.

Майзитис отклонил обвинения ведущего интервью журналиста NRA Ритума Розенбергса против прокурора Генпрокуратуры Андиса Межараугса. Межараугс, расследуя должностные преступления вентспилсского мэра Лембергса, прошлым летом встречался в ресторане «Ридзене» со свидетелями Олафом Беркисом и Олегом Степановым, бизнес-конкурентами и политическими противниками вентспилсского мэра. Генпрокурор отклонил предположения журналиста, что Беркис и Степанов подкупили прокурора Межараугса:

«Прокурор дал объяснение, почему он так сделал. Моя точка зрения была, что нет фактов, за что его наказывать». Тем более что дело против Лембергса не закончено, и более подробных объяснений по процессуальным действиям никто сейчас давать не вправе. Ту встречу в ресторане Межараугс оформил как беседу со свидетелями, и сделал это процессуально безупречно.

Генпрокурор косвенно признал, что прослушивание телефонных разговоров в Латвии приобрело характер эпидемии: «[Подслушивание] телефонных разговоров помогает [в нашей работе]. По сравнению с периодом четыре года назад, когда ещё не было устройств для прослушивания мобильных телефонов и не было законных возможностей подслушивать, сейчас число уголовных дел возросло в геометрической прогрессии».

Генпрокурор отклонил нападки NRA на KNAB, заметив, что число возбуждённых криминальных процессов в KNAB'е очень велико, а то, что мало из них пока доходит до суда, связал с нехваткой следователей в KNAB'е. Как можно понять, по его мнению, в смысле нехватки кадров проблема в KNAB'е схожая, что и в Госполиции.

NRA намекнула про случай, когда в прошлом году о том, что Айнар Шлесерс вызван на допрос в качестве свидетеля по Юрмалгейту, стало известно журналистам TV Panorāma, которые приехали в Генпрокуратуру, засняли и попытались проинтервьюировать Шлесерса. Майзитис дал понять, что тогда утечку информации допустил обслуживающий персонал Генпрокуратуры, а не сами прокуроры.

Майзитис признал, что утечку информации в других случаях допускают и сами прокуроры. Как можно понять, из взаимного недоброжелательства, будучи соседями по кабинету или по этажу: «Тогда мне нужно деликатно обратиться к коллеге, который этим занимается», - сказал Майзитис. Он признался, что эту проблему полностью решить никогда не удастся по причине человеческого фактора.

«В этом году правительство нам выделило средства для укрепления внутренней безопасности. Средств достаточно. До конца года мы внутреннюю безопасность усилим», - попытался он скрасить эту информацию о нехорошем персонале и нехороших прокурорах, не расшифровывая подробно. Кто знает, возможно, в Генпрокуратуре установят дополнительные видеокамеры и прослушивающие устройства.

Окончание диалога между журналистом NRA Розенбергсом и генпрокурором Майзитисом стоит того, чтобы его процитировать полностью:

NRA: - Были ли случаи, когда вы обнаруживали в помещениях прокуратуры подслушивание со стороны третьих лиц?

Я. Майзитис: - Такие случаи бывали.

NRA: - Выяснены ли виновные?

Я. Майзитис: - Более-менее мы пришли к ясности.

NRA: - Уверены ли вы, что вас самого не подслушивают?

Я. Майзитис: - Я стараюсь мало говорить по телефону. Говорю только правду и стараюсь не врать, в том числе в разговорах с журналистами. Если мне надо лгать, тогда я лучше промолчу. Я отвечаю за свои слова и также за свои разговоры по телефону.

Рекомендуем на данную тему:

Тем, кто вас подслушивает, это может обойтись в 100 тысяч латов