Полицейские поймали Петериса Яунджейкарса (18), сына председателя парламентской комиссии по национальной безопасности Дзинтарса Яунджейкарса (50). Последний назвал употребление наркотиков сыном «хорошо спланированной провокацией».
Субботним утром, 3 февраля, в шесть часов утра возвращавшуюся из рижского ночного клуба легковую автомашину остановливает дорожный патруль полиции. Музыка, громкий смех и вопли кoмпании из машины далеко оглашают окрестности улицы Валмиерас. За рулём сидит Петерис Яунджейкарс, сын председателя парламентской комиссии по национальной безопасности Дзинтарса Яунджейкарса (Латвийская Первая партия). Папе принадлежит и машина для увеселения Hyndai Santa Fe. Общаясь с полицейскими, водитель развязен и погружён в себя, а зрачки у него неподвижны и блестят, поэтому полицейские его увозят.
Врачи наркологической экспертизы,осмотрев задержанного, заключают: «Парень употреблял наркотики».
...Впоследствии отец, Дзинтарс Яунджейкарс, подчеркнёт газете Latvijas Avīze, что происшедшее – хорошо спланированная провокация и месть ему, отцу, как политику. Он предполагает, что в скандале виноват его недоброжелатель, советник начальника Госполиции Арвид Мархелс.
«В стакан сыну кто-то что-то подсыпал, – уверен Дзинтарс Яунджейкарс, – в то время, когда сын ходил танцевать». Почему информация о происшедшем сразу же попала в распоряжение СМИ?.. Председатель парламентской комиссии по национальной безопасности знает: «Происшедшее – спланированная месть [против меня лично]».
Напомним, что против Дзинтарса Яунджейкарса всё время кто-то интригует. Так, прошлой весной женщина, торговавшая в Прейлском районе самогоном и круткой, была задержана в ходе полицейской операции. И тут-то и оказалось, что она – тёща Дзинтарса Яунджейкарса, в то время министра внутренних дел.
Впоследствии, в августе возглавляемое им ведомство, министерство внутренних дел, провело сомнительный конкурс о покупке 800 автомашин, в котором оказался замешан двоюродный брат Дзинтарса Яунджейкарса Валтер Яунджейкарс. Общая сумма по нормам гостайны не разглашается, но речь идёт не об одном миллионе латов. KNAB тогда начал проверку, результаты которой пока не подведены.
Задержание сына в последнюю субботу застало экс-министра, председателя комиссии по национальной безопасности Дзинтарса Яунджейкарса врасплох.
«Ни для кого не секрет, что у нас творится в ночных клубах», – начинает Дзинтарс Яунджейкарс в ответ на телефонный звонок журналиста, тут же, впрочем, поправляясь, что это месть ему, отцу, как политику: «Возможно, сыну кто-то что-то подсыпал».
«Вы же понимаете, если бы у меня было хоть малейшее подозрение о склонности сына к наркотикам, я бы не стал доверять ему свою собственную автомашину,» – поделился Яунджейкарс, продолжая:
«Меня, как человека и как политика, гораздо больше волнует тот факт, что задержавшие сына дорожные полицейские не представились и не назвали своих фамилий и занимаемых должностей, и что в Наркологическом центре перед сдачей экспертизы медики что-то вкололи сыну, якобы для способствования мочеиспусканию. Кроме того, как я понял из рассказа сына, сдача и хранение мочи в центре тоже небезопасны. Анализы подозреваемого лица не запечатываются в его присутствии и, значит, с этими анализами возможны любые манипуляции».
В отличие от отца сын, Петерис Яунджейкарс, не упрекает работников Наркологической экспертизы. У него, часто собственноручно водящего машину, также нет претензий и к действиям дорожных полицейских. Попутно он объясняет: «Никаких наркотиков я не употреблял, потому что я их не употребляю вообще. Надеюсь, что анализы докажут мою правоту. А если не докажут, то я не могу исключать возможности, что в клубе к моему напитку кто-то без моего ведома примешал что-то запретное».
Ещё раньше в Риге бывали скандалы, когда анализы высокопоставленных автоводителей в Наркологическом центре утаивались, чтобы избавить их от наказания. Кстати, сейчас в Наркологическом центре категорически отказываются от любого общения с прессой.
Вечером, в разговоре с TV Panorāma, Дзинтарс Яунджейкарс потребовал служебного расследования и наказания полицейских, задержавших его сына, в частности, заявив: «Полицейские нарушили права человека, права моего сына. Его личные данные стали объектом публичности вопреки закону о защите личных данных. Вообще, я считаю, что, задерживая моего сына, полицейские превысили служебные полномочия. И значит они должны отвечать по всей строгости закона».
В Госполиции сообщили, что они обязаны выполнить приказ Яунджейкарса-отца, и что они его обязательно выполнят. Результаты служебного расследования, которое по депутатскому запросу Яунджейкарса-отца всенепременно будет проведено, станут известны примерно через десять дней. Кстати, примерно к тому сроку, что и результаты наркологической экспертизы по сыну столь высокопоставленного парламентария.