Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Сейм: изгнанные из рая

Максим Черепанов

  

(picture 2)
Все те же раки, но в другой обертке... Иллюстрация с сайта www.onslovs.blogspot.com.

Половине депутатов 8-го Сейма придётся вернуться обратно в большой мир с его конкуренцией и несправедливостью.

Только 51 нынешний депутат придёт на первое заседание Cейма 7 ноября. К своим избирателям вернутся 49 из 100 нынешних. Десять так и планировали: кто-то уходит на пенсию, другие посчитали, что не потеряются вне стен парламента. Однако 39 депутатов хотели попасть в 9-й Cейм, но не смогли. Газета Diena поговорила с ними, и оказалось, что многие из них не понимают, почему избиратели не смогли по достоинству оценить их вклад в развитие страны.

Вячеслав Степаненко (Латвийская Первая партия) указал, что старается не горевать. Он уверяет, что ничуть не жалеет о том, что в своё время покинул Партию народного согласия и ушёл к «священникам». Diena ему заметила, что, не уйди он, а останься со своими прежними товарищами, его бы почти наверняка избрали бы по списку нынешнего Центра согласия.

«Ничего, – отвечает г-н Степаненко. – Зато смогу проводить время с сыном, который во время выборов жил у бабушки». Степаненко согревает и то, что он нашёл своё место в команде Шлесерса, с которым этот перебежчик сдружился за время совместной работы.

Латвийские избиратели совершенно по-другому смотрят на жизнь. Казалось бы, им следовало бы радоваться, что к числу депутатов их партии в Cейме присоединился кто-то ещё. Однако из пяти перебежчиков из ЗаПЧЕЛ в «священники» избран только один – даугавпилец, физкультурник и магистр педагогики Анатолий Мацкевич (50). Кроме юриста Степаненко, не прошли ни крепкий хозяйственник Павел Максимов, ни военный в отставке Дайнис Турлайс, ни спортивный журналист Валерий Карпушкин. Все они были избраны в 8-й Сейм по входящему в ЗаПЧЕЛ списку Партии народного согласия, а теперь вынуждены покинуть депутатские кресла и, возможно, навсегда.

Кроме пятёрки нападения, что ушла из ЗаПЧЕЛ в «священники», свою партийную принадлежность в 8-м сейме поменяли ещё четверо человек. Их всех избиратели наказали и не избрали.

Таким образом, физкультурник, бывший пээнэсовец Анатолий Мацкевич установил своеобразный рекорд, став единственным из перебежчиков в 8-м Cейме, кому повезло попасть и в 9-й Cейм. Пятидесятилетний Мацкевич, так же как, например, и Степаненко, баллотировался по единственному округу, Латгальскому, и шёл под номером далеко не первым – а десятым. Неудачник же Степаненко по Риге шёл 9-м.

Четверо «нерусских» перебежчиков, кого их избиратели так же наказали и не избрали – это национально-радикальный Александр Кирштейн (за радикализм был исключен из Народной партии и перешёл в Союз зелёных и крестьян), создавший свою партию Новых демократов (НД) и до конца не понятный избирателями Марис Гулбис (ушёл из Нового времени), а также им соблазнённая на уход из Нового времени к себе в НД Инара Островска. Новые демократы в 9-й Cейм не прошли.

Из Нового времени ушёл также Андрейс Радзевич, который за это в правительстве Индулиса Эмсиса получил министерский пост. Зелёные крестьяне Эмиса активно агитировали Радзевича вступить в их партию. Но Радзевич не поддался на их уговоры, предпочтя баллотироваться по списку Народной партии, что ему, однако же, не помогло.

Сейчас г-н Радзевич говорит, что вернётся в родную Дуналку Лиепайского района. Когда-то Дуналкой руководил сам Радзевич, а сейчас мэром Дуналки работает его отец. «Я – крестьянин, – говорит г-н Радзевич, – люблю ковыряться в земле, так что мне будет, чем заняться, а, если что, могу помочь и отцу». Г-н Радзевич, впрочем, надеется, что Народная партия сможет найти применение его талантам и в Риге.

Оказалось, доверия избирателей не заслужили и те, кого в собственной депутатской среде особенно чтили и уважали. Не избрана удостоенная избрания на высокий пост в 8-м сейме его спикер, зелёная крестьянка Ингрида Удре, а также её заместитель, товарищ спикера Янис Страуме – тевземец, ставший широко известный стране как человек по кличке батька в ходе юрмалгейта. Не снискал доверия избирателей и настоящий «священник», баптист, Янис Шмитс, которому, возможно, придётся вернуться к своему баптистскому приходу. Впрочем, у Шмитса есть шанс ещё вернуться в сейм – итоги выборов до конца не подсчитаны, и некоторые депутатские места освободятся, когда часть депутатов станет министрами. Шмитс был секретарём президиума Cейма, то есть вторым заместителем спикера.

Избирателям не понравился и образ действий народника Михаила Пиеткевича. Хотя в собственной партии его чтят настолько высоко, что неформальный лидер партии Андрис Шкеле доверяет ему двигать собственные идеи в сейме, воплощая их в предложения и законопроекты, например, в закон о том, как правильно закончить приватизацию в стране, избиратели не оценили самоотверженности г-на Пиеткевича.

Его образу навредило и то, что г-н Пиеткевич ратовал за права любителей играть в казино и игральных автоматах. В последний момент г-н Пиеткевич внес предложения в соответствующий закон, в результате чего планируемые значительные ограничения игорного бизнеса в Латвии были отклонены депутатами сейма. Михаил Пиеткевич прокомментировал газете Diena, что за его поражением на выборах стоит целенаправленная кампания Джорджа Сороса с его карманными организациями, которые развернули против него настоящую кампанию чёрного пиара. Но г-н Пиеткевич оптимист, он знает, что добро, которое он сделал за время своей работы в сейме, работает на него, тем более что он адвокат, а эта работа в Латвии ценится.

Царящие в среде не прошедших в 9-й Cейм депутатов настроения своеобразно сформулировал баллотировавшийся 11-м номером списка «священников» Андрейс Наглис.

- Читаю в газетах, как люди радуются, что нас не выбрали, – делится он с газетой. – Какая ужасная безжалостность, так относиться к нам, к людям, которые, может быть, сейчас находятся на грани отчаяния. Никогда нельзя радоваться чужому горю. Наши ощущения может понять только тот, кто сам хоть раз побывал на нашем месте, пережил что-то подобное тому, что испытываем сейчас мы.

Г-н Наглис такое уже пережил раньше, ещё в то время, когда он состоял в другом политическом блоке, крестьян, христианских демократов и просто демократов, и когда после того, как он побывал депутатом в 7-м Cейме, в 8-й его уже не выбрали. Тогда Латвенерго ему дал возможность вернуться к прежней работе, а что будет сейчас, он не знает; работу пролетевшим на выборах депутатам предлагают редко, так что для многих из них поражение на выборах это настоящая трагедия.