Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Яунджейкарс не вор?

Сергей Михайлов

  

Дзинтарс Яунджейкарс (Латвийская Первая партия) подал в Рижский окружной суд иск против руководителя Антикоррупционной комиссии Сейма Линды Мурниеце («Новое время»). Честь и достоинство министра внутренних дел задели упреки, высказанные «репшисткой» в передаче Латвийского телевидения «Что происходит?». В частности, Мурниеце назвала Яунджейкарса и его двоюродного брата Вальтера Яунджейкарса ворами в связи с их участием в комиссии конкурса на приобретение автомобилей для нужд МВД.

«Священник» Яунджейкарс хочет, чтобы депутат отозвала порочащие его сведения и уплатила 40 тысяч латов компенсации. При этом подчеркивается, что «высказывания Мурниеце дискредитируют министра как должностное лицо и как человека».

Как KOMPROMAT.LV уже сообщал, приобретение дорогих машин для нужд латвийских правоохранительных органов проходило под грифом секретности. Договоры об оперативном лизинге на аренду 800 автомашин были заключены еще в августе, однако Министерство внутренних дел до сих пор не предоставило общественности никакой информации об условиях сделки. В МВД ссылаются на меры безопасности, связанные с организацией в Риге саммита НАТО, но Линда Мурниеце высказала другую версия происходящего. Статус секретности, по ее словам, выглядит абсурдом. «Машины полиции, конечно, нужны, но из-за такого метода государство терпит убытки, а полиция остается без машин», - заявила Мурниеце.

Отметим, что за разработку спецификации отвечали несколько чиновников, в том числе и руководитель отдела вооружения, экипировки и транспорта двоюродный брат главы МВД Валтерс Яунджейкарс.

Между тем еще одна представительница «Нового» времени экс-министр юстиции Солвита Аболтиня сообщила СМИ о новой афере: несмотря на протесты экспертов, паспорта европейского образца для жителей Латвии будет изготовлять втридорога не прошедшая официальный конкурс фирма.

Кабинет министров на закрытом заседании дал добро МВД на заключение контракта с некой компанией Giesecke & Devrient GmbH. Немецкая фирма пообещала за 19 млн. латов поставить Латвии оборудование, необходимое для изготовления новых паспортов. Однако данное решение было принято, несмотря на то, что Бюро по контролю за закупками (IUB) отнеслось к нему крайне отрицательно. Эксперты IUB пришли к выводу, что с контрактом "не все чисто". Но их мнение не было учтено. Оправдание членов правительства звучало примерно так: Закон о публичных закупках на конкретный случай не распространяется — без объяснений почему.

Аболтиня уверена, что правящая коалиция в очередной раз проявила правовой нигилизм, обойдя законодательство, потому как в своем оправдании ссылалась на 3-ю статью Закона о закупках, где черным по белому написано: закон не действует, если к соглашению применяется режим секретности и его выполнение связано с особыми мероприятиями по защите государственных тайн, а также тогда, когда это крайне необходимо для защиты государственных интересов. Поэтому депутат публично спрашивает у премьера Айгара Калвитиса: почему незадолго до выборов в Сейм, вопреки мнению IUB, правительство тайно позволяет министру внутренних дел Дзинтарсу Яунджейкарсу заключить многомиллионное соглашение, зная, что за выполнение договора и поиск денег придется отвечать новому правительству? А посему Аболтиня призывает отозвать полномочие на выполнение контракта. Тем более что заключать его будут сразу же после выборов - 16 октября.

Солвита Аболтиня рассказала газете «Телеграф», что не только IUB, но и Полиция безопасности была против этой сделки, поскольку как Giesecke & Devrient GmbH, так и указанные ею субподрядчики не являются изготовителями паспортов, а только фирмами-посредниками. И это обстоятельство, естественно, сделает весь процесс более дорогим. А посему правительство тут же и заявило, что заодно изменит размер пошлины на новые паспорта: они будут стоить от 5 до 20 латов, в зависимости от причины выдачи. Льготы распространятся только на пенсионеров и детей до 15 лет. Так как, поясняет Аболтиня, старые паспорта будут действовать до тех пор, пока не истечет срок их годности, платежи на все 19 млн. латов в одночасье произвести не удастся, поэтому придется искать деньги где-то в другом месте.

Простым языком говоря, процент от сделки получат сегодняшние политики, а искать выход, как погасить задолженность, — будущие. "То же самое сейчас происходит с приобретением автомобилей для нужд полиции", - описала «Телеграфу» происходящее в МВД Аболтиня.