Крупнейшее транзитное предприятие Латвии продолжает оставаться в центре конфликта. Уволенный из одной из самых прибыльных компаний страны - экспедиторской фирмы LSF Trans - исполнительный директор Валерий Годунов утверждает, что его отставка свидетельствует о столкновении интересов совладельцев Олега Степанова и семьи Айвара Лембергса.
Справка: ООО LSF Trans оказывает услуги по экспедиции различных грузов и контейнеров. Фирма является «дочкой» холдинговой компании LSF Holdings.
LSF Holdings принадлежит известному предпринимателю из Вентспилса, совладельцу Ventbunkers Олегу Степанову (50%), а также детям Айвара Лембергса - Лиге Лемберге (25%) и Анрию Лембергсу (25%). В LSF Holdings, прибыль которого в 2004 году составила 10,98 млн. Ls, входит 13 предприятий. Самое прибыльное из них - LSF Trans.
В апреле 2006 года с поста исполнительного директора LSF Trans ушел Валерий Годунов, который ранее (2002-2005 гг.) занимал должность члена правления в Латвийском пароходстве и до сих пор судится за незаконное освобождение с этого поста.
По словам Валерия Годунова, прозвучавших в СМИ, председатель правления LSF Holdings Эдгар Янсонс уволил директора LSF Trans и назначил себя членом правления этой фирмы вопреки воле Олега Степанова. Годунов считает, что самоназначение Янсонса членом правления LSF Trans обостряет отношения между совладельцами LSF Holdings, то есть между Олегом Степановым и Лембергами, а компания Олега Степанова Topmar Holdings (ей и принадлежат 50% LSF Holdings) уже потребовала восстановить Годунова в должности бывшего директора. Последний вполне ожидаемо приписывает Эдгару Янсонсу самые многочисленные грехи: авторитарный стиль правления, желание разделить коллектив по национальному признаку и прогрессирующий культ личности.
Тем временем, газета «Телеграф» поместила интервью председателя правления LSF Holdings Эдгара Янсонса. Процитируем.
— Что у вас опять стряслось?
— Вентспилсский торговый порт (ВТО) отказался принимать грузы LSF Holdings, хотя между нами заключен договор о стратегическом партнерстве и оказании стивидорных услуг до 2014 года. Сотрудничество состояло в том, что мы везли все свои грузы именно на этот терминал, а они принимали грузы, привезенные только компанией LSF Trans, входящей в состав LSF Holdings. Сегодня имеет место быть так называемый корпоративный конфликт. Если проще — ВТО, а также еще одна компания Kālija parks вышли на наших клиентов и предложили им работать напрямую при посредничестве Latvijas dzelzceļš (LDz).
— ВТО и Kālija parks еще только вышли на клиентов или уже начали перевозить их грузы?
— Попытки обойти нас продолжаются с апреля прошлого года, но самого факта перевозок не было. Сейчас можно говорить о глухом противостоянии, от которого несут убытки обе стороны. ВТО вместо того, чтобы грузить уголь, занимается саботажем и рассылает нашим клиентам сообщения о том, что LSF Holdings якобы финансово несостоятелен.
— А вы состоятельны?
— За два года LSF Holdings заработал более 17 миллионов латов при обороте, превышающем 100 миллионов.
— Тогда чего вам переживать?
— Пробка из грузовых вагонов, выстроившихся уже более двух недель в направлении латвийских портов, привела к тому, что LDz прекратила прием новых грузов с российских шахт. В итоге составы с углем разворачиваются в направлении других портов, несут потери российские шахтеры, у которых возникают проблемы с фрахтом сухогрузов и выполнением своих контрактов перед зарубежными партнерами. Если все будет так продолжаться и дальше, то конфликт частных субъектов экономики может ударить по всей латвийской транзитной отрасли.
При этом я готов на уступки, которые можно обсудить в ходе мирных переговоров. Однако партнеры отказываются встречаться с нашей компанией.
— Вы не пробовали им позвонить?
— Пробовал, но на том конце обычно не берут трубку, а если берут, то отказываются встречаться.
— А что вы хотели — сначала выгоняете члена правления LSF Trans Валерия Годунова, который является доверенным лицом акционера компании Олега Степанова, а потом удивляетесь, почему это у вас грузы не хотят принимать?
— Господин Годунов не представляет какого-то конкретного человека, он представляет интересы LSF Trans. Кто является акционерами компании — Олег Степанов, дети Лембергса или кто-то другой, его не должно волновать. Он как высокооплачиваемый работник должен работать в пользу предприятия, чтобы увеличивать прибыль холдинга.
— А он что, работал, чтобы прибыль холдинга снизилась?
— Встречный вопрос — как иначе расценить тот факт, что он, не согласовав своих действий с акционерами, вывел из компании 8 миллионов евро, тогда как, согласно уставу предприятия, имеет право распоряжаться суммами, не превышающими 10 тысяч латов? Все, что выше, должно быть утверждено акционерами.
— То есть Годунов должен был позвонить детям Лембергса и спросить их разрешения?
— Не настолько тривиально, но в принципе верно. Это нормальный контрольный механизм любой юридической структуры.
— И куда господин Годунов дел 8 миллионов евро?
— Перевел на счета ВТО и Kālija рarks. Это произошло 4 апреля.
— Перед тем как увольнять человека, очевидно, надо было выслушать его объяснения.
— В течение 20 с лишним дней мы пытались убедить его вернуть деньги обратно. Перед тем как подписать приказ о прекращении полномочий Валерия Годунова, я в письменном виде проинформировал о случившемся всех акционеров. Один акционер ответил, что в действиях Годунова не видит ничего наносящего ущерб интересам компании, — как вы понимаете, это был русскоязычный акционер. Латышскоязычная группа акционеров ответила на мое письмо однозначно: надо возвращать 8 миллионов.
— У детей Лембергса и Степанова по 50% акций LSF. Почему вы поддержали точку зрения детей, а не обладателя равнозначного пакета акций?
— Я действовал не согласно мнению кого-то из акционеров, а согласно уставу предприятия и элементарной логике.
В свою очередь газета Dienas bizness пишет: "Конфликт между двумя группами транзитного бизнеса Вентспилса в настоящее время растёт вширь и уже нанёс серьезный вред всему транзитному бизнесу Латвии: железная дорога России даже призвала своих клиентов обходить транзитный коридор Латвии". Как поясняет издание со ссылкой на экспертов данной области, в центре конфликта две, воюющие друг с другом группировки вентспилского транзитного бизнеса: "В СМИ и ранее звучала информация о разногласиях между мэром Вентспилса Айваром Лембергсом и его публичными оппонентами: Олегом Степановым, Олафом Беркисом, Игорем Скоком (акционеры холдинга Ventspils nafta, а Степанов ранее был и председателем совета Ventspils Grain Terminal) и другими. В настоящее время этот спор, возможно, уже нанёс необратимый вред транзитной отрасли Латвии: серьёзно пострадал образ Латвии, как транзитного коридора.
На взгляд Dienas bizness, ярче всего конфликтная ситуация сейчас проявляется между дочерними компаниями LSF Holdings и Kālija parks с одной стороны и Вентспилским торговым портом (ВТП) - с другой: "ВТП уже более 10 дней отказывается перегружать вагоны LSF Trans с каменным углём (данные на 7 июля), обосновывая свои действия тем, что LSF Trans не рассчитался за стивидорные услуги". По словам Янсонса, на 7 июля на подъездных путях Вентспилса стояло неразгруженными уже 1 200 вагонов. "В настоящий момент разногласия между обеими группами предпринимателей видны на нескольких фронтах, - отмечает Dienas bizness. - Объектом спора стал и проект зернового терминала Ventspils Grain Terminal, в котором 50% акций принадлежит LSF Holdings, а вторая половина - казахским партнёрам. Правда, один близкий к отрасли человек указал газете, что спор на этом "фронте" еще окончательно не вспыхнул, так как в июле ожидается визит в Латвию президента Казахстана, имеющий большое значение для дальнейшего сотрудничества обеих стран. Поэтому важно, чтобы назревающий конфликт был бы задержан".