Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Сидеть по-русски

Kompromat.lv

  

Депутаты объединения "Отечеству и свободе / Движение за национальную независимость Латвии" (TB/LNNK) выяснили, что в тюрьмах страны практически не разговаривают на латышском. Причем дело зашло настолько далеко, что министр юстиции Гунтар Гринвалдс, инспектируя места заключения, не смог объясниться с заключенными, которые его просто не понимали.

"Тюрьмы стали своеобразными государствами в государстве, в которых государственный язык почти не слышен, так как охранники и надзиратели являются в основном русскими. Так же как и заключенные, среди которых 60% - русскоязычные", - заявляют бдительные парламентарии. В качестве вопиющих фактов дискриминации государственного языка они сообщают о нескольких местах заключения, где шовинистически настроенные русскоговорящие заключенные создали невыносимые условия для тех, кто общается по-латышски, заставляя их говорить по-русски. Как заметил депутат сейма Дзинтар Раснач, никто и не ждет, что они будут использовать незнакомый им язык. Но если надзиратель тюрьмы с заключенным латышом говорит по-русски, то это следует трактовать исключительно как нарушение закона о государственном языке.

Свою лепту в обсуждение горячей темы внес и директор Центра государственного языка (ЦГЯ) Агрис Тимушка. Он сообщил, что ситуация с использованием языка в тюрьмах Латвии отслеживается языковыми инспекторами постоянно и за игнорирование закона о латышском языке был наложен не один штраф. Тем не менее изменить ничего не удается.

Его поправил исполняющий обязанности начальника отделения инспекции контроля ЦГЯ Антон Курситис, отметивший, что в некоторых местах заключения позиции государственного языка укрепить все-таки удалось. "Правда, есть одна существенная проблема, задерживающая приток латышей в структуры внутренних дел и мест заключения: там трудно работать, если не владеешь русским языком, - добавил Курситис. - Но только в 30% латышских школ есть возможность освоить русский язык как один из иностранных".

Не желая мириться с нарушением прав коренного населения и дискриминацией государственного языка в тюрьмах, члены фракции "отчизновцев" обратились в минюст и ЦГЯ с требованием выработать эффективную концепцию по укреплению латышского языка в местах заключения.