Эстонская тайная полиция KaPo предупреждает людей, собирающихся в Россию, что их самыми агрессивными методами могут завербовать тамошние спецслужбы. Латвийские спецслужбы на эту тему предпочитают помалкивать, заявляя, что всех, кому что-либо угрожает, они информируют лично.
Как сообщает эстонская газета Postimees, интерес россиян объясняется тем, что большому числу балтийцев стала доступна секретная информация от ЕС и НАТО. В поле зрения вербовщиков попадают бизнесмены, студенты, работники гражданской службы. Однако самым лакомым кусочком для них являются силовые структуры — полицейские, пограничники, представители самой КаРо, таможенники и приближенные к политическим кругам лица. За чем охотятся российские спецслужбы? За данными о политических событиях в стране, региональной политике у границ и о межгосударственном сотрудничестве.
Эстонцы считают, что их вербуют и другие государства, но методы россиян самые грубые, с использованием шантажа и физического насилия, которые выдержать могут только сильные люди. "Этими варварскими и насильственными методами влияют на простых граждан, которые привыкли к демократии. Вербовщик, который чувствует себя безнаказанным, очень часто может достичь желаемого результата", — говорится в годовом отчете KaPo.
По данным организации, сейчас цель россиян — создать сеть агентств, необходимых для сбора информации, проведения работы по влиянию и вербовке новых агентов. И связано это с расширением полномочий ФСБ и набором новых кадров. Однако эстонцы тут же признаются, что не владеют полной информацией о попытках вербовки эстонцев в России. Но вовсе не потому, что ситуация ими выдумана, а потому, что россияне тщательно все скрывают. Поэтому и бороться с сим явлением не представляется возможным.
Аналогичное учреждение в Латвии — Бюро по защите Сатверсме (SAB) — подобную информацию распространять не собирается. Поскольку лица, которым грозит возможность быть завербованными, предупреждаются и инструктируются в индивидуальном порядке. По словам пресс-секретаря SAB Байбы Рате, бюро не желает комментировать отдельные аспекты контрразведывательной работы, в том числе и то, констатированы ли подобные случаи вообще.