«Вы только представьте, за год в Латвии пропадают без вести примерно триста-четыреста человек. Можно сказать, каждый день по человеку! - рассказывает офицер правоохранительных органов, пожелавший сохранить свое инкогнито, - Как удалось установить моим коллегам, многие из них становятся жертвами международной мафии торговцев человеческими «запчастями»».
Долгое время сотрудники специального отдела в условиях строгой секретности вели расследование уголовного дела о незаконном изъятии и реализации человеческих тканей и органов. И вот, как сообщает (27/12/05) газета «ЧАС», все свелось к неуплате налогов. Источник «Компромата» считает, что принято политическое решение о замалчивании этой истории. «Власти опасаются скандала, который может ударить по имиджу Латвии так же, как «Педофилгейт» в правительстве, - говорит наш визави, - Представляете, что будет, если в зарубежной прессе, как поганые грибы, разрастутся заметки а-ля «Латышей продавали на запчасти»».
Тем временем параллельно ведется расследование и по другую сторону океана. ФБР и прокуратура Бруклина изучают множественные случаи незаконного ввоза в США из Латвии человеческих органов для операций по трансплантации. Поставки донорских органов, как уже установлено, контролирует пресловутая русская мафия...
Гешефт паталогоанатомов
- Впервые торговцы плотью засветились в нашей стране семь лет назад. В 1997 году Угис Цалитис был избит на улице и через несколько дней умер от полученных травм в больнице им. П. Страдыня. Эксперты-криминалисты обратили внимание на странное обстоятельство: у жертвы разбоя удалены почки и селезенка. Тут же было возбуждено уголовное дело по статье 139 УЗ ЛР — «Незаконное изъятие человеческих тканей и органов для дальнейшего использования в медицине». Однако суд закрыл его за отсутствием состава преступления. Несмотря на то, что вдова Цалитиса настаивала на продолжение следствия, - рассказывает источник «Компромата».
Отметим, что с точки зрения закона ЛР, всякий дееспособный взрослый индивид при жизни имеет право решить, как распорядиться своим телом после смерти. Делов-то - поставить печать в паспорте: хочу подарить свой скелет городу и миру. Urbi et Orbi, это широко! Но мало кто об этом знает. По информации медиков, едва ли тысяча латвийцев завещает свою плоть постмортем, когда душа навеки оставит бренные останки.
- В случае Цалитиса специальная запись в паспорте или разрешение ближайших родственников на изъятие органов отсутствовали, - говорит офицер полиции, - медики же оправдывались тем, что за сутки, в течение которых фрагменты человеческих тел еще пригодны для изъятия, трудно успеть связаться с родней.
Полиции известны многие факты таких преступлений. Но до определенного момента все было шито-крыто. Инцидент, в общем, мог и не стать гласным. Так бы и резали медики органы у трупов, продавая их за рубеж и имея с этого навар. Но весной 2003 года при проверке кодов «300190100» и «300120100», которыми в таможенном классификаторе обозначаются материалы человеческого происхождения, выяснилось, что несколько коммерческих фирм из Латвии экспортировали нелегальные «запчасти». По данным следствия, в период с 2000 по 2002 год из нашей страны в США, Германию и Литву было вывезено 419 килограммов человеческой плоти.
Шокирующая история получила резонанс как в местных, так и зарубежных СМИ. Еще бы, Полиция безопасности возбудила уголовное дело, раскрыв международную сеть незаконной торговли человеческими органами. Главным субъектом скандала оказался Государственный центр судебно-медицинской экспертизы (ГСЦМЭ) и его отделение в местечке Резекне, откуда фрагменты человеческих тел отправлялись за рубеж для трансплантации. Полицейские изъяли в центре 50 емкостей с костями, фрагментами костей и мягкими тканями. Провели обыски в Резекне, в Риге. Допросили не один десяток свидетелей. Под подозрением в причастности к преступной торговле оказались - директор ГЦСМЭ Велта Волксоне, начальник резекненского отделения ГЦСМЭ Олег Смирнов, а также руководитель латвийского банка тканей Григорий Вабель...
- На место изъятых костей в трупы для маскировки вставляли деревяшки, кожу предпочитали срезать с бедер, где не так заметно, - сообщает леденящие душу подробности наш собеседник, - Можно говорить о более чем двух сотнях трупов, чьи внутренние органы и ткани ушли на чужбину. К тому же вывозили их из страны без декларации, - можно сказать, контрабандой.
Фактически все происходило на основании контракта с немецким концерном Biodynamics International, который обязался за "биоматериал" поставлять в Латвию различное медицинское оборудование. Органы и кости свозились в так называемый банк тканей рижского Центра танатологии, а затем переправляли для трансплантации в Германию.
- Пресловутый контракт был заключен в 1994 году, - продолжает рассказ офицер полиции, - Два года спустя разразился скандал, когда выяснилось, что немцы платят всего 20 марок за единицу ткани при международных расценках раз этак в 30 дороже. Но деньги на кону стояли немалые и скандал быстро замяли. Более того, в 1999-м договор продлили. Впрочем, уже не напрямую с солидным концерном, а с американской оффшоркой, работающей в Германии, Tutogen Medical GmbH (именно ей предназначались контейнеры с «запчастями», которые обнаружили работники латвийской таможни).
Проснулся – почки нет
Одним из первых бить в набат стал теперь уже председатель комитета по безопасности и порядку Рижской думы доктор права Андрейс Вилкс. Он поведал леденящую кровь историю.
Один мужчина сообразил на троих в компании незнакомцев. Через энное количество времени - проснулся от невыносимой боли в грязной подворотне на окраине Риги... Врачи «скорой» установили: пока мужчина пребывал в алкогольной отключке, ему вырезали почку и бросили умирать.
Что характерно: в Латвии запрещено коммерческое донорство. Однако соблазн велик - за рубежом за почку можно получить от 50 тысяч долларов и выше...
К жестокому и криминальному бизнесу, по мнению Андрейса Вилкса, могут быть причастны высокопоставленные чиновники и коррумпированные госслужащие, работащие на криминалов. Ведь кто-то помогает преступникам отработать механизм вывоза человеческих органов, просчитать маршрут, выгоду. Г-н Вилкс также, как и выступивший инкогнито офицер ПБ, не исключает, что «дело паталогоанатомов»
замалчивают.
Прайс-лист частей тела
Внимательно изучив объявления в Интернете, мы подсчитали, насколько можно обогатиться, если продавать на черном рынке собственные органы. Десятки сайтов увешаны подобными предложениями. Самое дорогое у человека - сердце. За него предлагают $ 160 000. При этом, как отмечают эксперты, кондиционное донорское сердце, годное к пересадке, найти очень сложно. По информации специалистов, торговцы-мошенники часто продают сердца обезьян-бабуинов, выдавая их за человеческие.
Следующий драгоценный орган - печень. Цена колеблется - от $ 60 тысяч до 150 000. После такой операции доноры обычно живут не дольше шести месяцев. Так что пей, гуляй, тусуйся и веселись, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые полгода. За одну почку можно получить $ 10 000. Этот орган можно хранить вне организма до 15 лет - есть шанс выкупить свой орган обратно. За скелет платят $ 3000.
Но спецслужбы не советуют обольщаться: вербовщики поначалу обещают человеку, согласному продать свои органы, золотые горы, но постепенно снижают цену до 3 тысяч долларов. Однако и эта мизерная сумма выплачивается «донору» после операции чаще всего не полностью: деться несчастному уже некуда, приходится соглашаться.
Дополнительные материалы
Из публикации газеты «ЧАС» (27/12/05): «Как разобрали на органы 400 покойников»
Кристине Апсе-Круминя, помощник начальника ПБ по связям с общественностью, комментирует это так:
- В ходе следствия обнаружилось, что у нас большие пробелы в законодательстве. Регламент поведения врачей при изъятии тканей не оговаривается. В этой связи дело и было закрыто.
Объясним, что сие означает, широкой публике.
Что в законе сказано? Что «тело, ткани и органы покойного (погибшего) нельзя использовать против его воли, высказанной при жизни. В случае же, если она не была высказана, тело можно использовать лишь в том случае, если против этого не возражает ни один из членов его семьи».
Так вот: в данных 400 случаях никто из родственников не возражал. Почему? Они попросту не знали заранее о «разборке на органы», поскольку их никто не спрашивал. И вообще близкие «разобранных» узнали о частичном упокоении своих родных только через год-два после похорон - от сотрудников полиции безопасности.
Улавливаете? Вот и получается, что уголовное дело закрыто правильно, потому что «в досудебном следствии не получена информация, что кто-то из родственников возражал против изъятия тканей. То есть нельзя считать, что закон был нарушен».
И о налогах
Собственно к неуплате налогов и свелось сейчас это дело. На днях, отправляя дело в прокуратуру, ПБ одновременно возбудила уголовный процесс по неуплате налогов в отношении Григория Вабелса.
Впрочем, Велта Волксоне уже прокомментировала этот факт так:
- Немецкое предприятие Tutogen Medical GmbH уже уплатило в феврале 2004 года в государственную казну Латвии более 17 тысяч евро налогов.
Так что не факт, что и дело по налогам удастся довести до суда.
Рекомендуем на данную тему:
«И разобрали покойника на органы...»
При цитировании материалов гиперссылка на "КОМПРОМАТ" обязательна.