Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Алдару, 7

«Телеграф»

  

Дом на Алдару, 7, в принципе, можно и проскочить, поскольку его фасадная часть, выходящая на улицу, очень мала. Но если подойти к нему с тыла, с улицы Екаба, то взору откроется потрясающий вид. Стрельчатые окна высотой метра в три, монументальная лестница с колоннами. Даже как-то по-иному играет небесно-голубой цвет, в который выкрашено здание. И, как выяснилось после изучения справки из Земельной книги, история владения домом на Алдару, 7, так же неожиданна, как и его внешний вид.

В конце января 2000-го кусок земли площадью 189 кв. м и расположенное на нем административное здание еще принадлежали городу Риге. Через год с небольшим — 6 февраля 2001 года — столичный муниципалитет продал свою собственность ООО под названием Studentu korporācija "Fraternitas Lataviensis" filistru palīdzības biedrība. Сумма сделки, указанная в Земельной книге, составила 260 тыс. латов.

Первое небольшое открытие поджидало нас в Регистре предприятий. Дело в том, что в его электронной базе общества с ограниченной ответственностью с таким названием не существует. Но есть общественная организация под подобным названием — Корпорация латышских студентов Fraternitas Lataviensis. В видах деятельности студенческого объединения указано: сплочение на основе дружбы студентов латышской национальности, воспитание в них благородства, обязательности, уважения к латышскому языку, служения народу и Латвии.

Темные лошадки

Корпорация Fraternitas Lataviensis, которая сейчас владеет собственностью в Старой Риге, была основана еще в 1926 году первыми студентами Латвийского университета. Девизом объединения были выбраны три латинских слова: Pro Patria, Iustitia, Honore, то есть "За Родину, законность, честь". Кстати, само название корпорации Fraternitas Lataviensis с латинского можно перевести, как "братство латышей". В это студенческое объединение сейчас входит более 100 человек, в основном медики, юристы и экономисты. Но в регистрационных документах студенческой корпорации фигурируют только три человека, входящие в президиум, — Янис Миезерис, Марис Скуйиньш и Юргис Страутманис. Всех их можно причислить к поколению тридцатилетних. Из этой троицы наиболее известен лишь один — Марис Скуйиньш, являющийся президентом Латвийской ассоциации лизингодателей. А до этого он был председателем правления Nordea Finance Latvia, финансовым аналитиком индивидуального предприятия Петериса Шмидре Alīna и помощником гендиректора компании Baltkom TV.

О двух других членах президиума — Янисе Миезерисе и Юргисе Страутманисе — в доступных базах данных нет никакой информации.

Cтоль пристальное внимание к членам президиума студенческой корпорации Fraternitas Lataviensis мы проявили по одной причине: когда три года назад был подписан договор купли-продажи на здание в Старой Риге, из них только Марис Скуйиньш достиг 30-летнего возраста и занимал серьезные посты в серьезных компаниях. Янису Миезерису в тот год исполнилось 27 лет, а Юргису Страутманису — 25. Ни тот ни другой, согласно данным Lursoft, не являются владельцами фирм или должностными лицами. Поэтому сакраментальный вопрос "Откуда у никому не известных молодых людей полмиллиона долларов?" не мог нас не заинтересовать. Если они не зарабатывают сами, значит, им их кто-то дал. Впрочем, не исключено, что ответ нужно искать в другом месте.

Закон суров, но не для всех

Как вариант — поискать в проекте приватизации муниципального имущества на Алдару, 7. Во-первых, проект был подготовлен не сотрудниками Рижской думы, а студенческой корпорацией Fraternitas Lataviensis. Хотя недвижимость принадлежала муниципалитету и именно он мог устанавливать правила игры, если решил отдать собственность на приватизацию. Во-вторых, в порядке приватизации мы обнаружили несоблюдение как минимум двух условий Закона о приватизации государственных и муниципальных объектов.

Согласно закону, при приватизации право первой руки на покупку имеет арендатор, если:

— он арендует весь объект в течение года;

— договор аренды соответствующим образом внесен в Земельную книгу.

Ни одно из этих условий не было выполнено. Права собственности на недвижимость за городом Ригой в Земельной книге были закреплены 18 февраля 2000 года, а договор купли-продажи со студенческой корпорацией Fraternitas Lataviensis Рижская дума заключила 6 февраля 2001-го. То есть, даже если корпорация и арендовала объект, то неполный год. Но дело в том, что договора аренды на имя корпорации в Земельной книге не зарегистрировано.

Кроме того, выяснилось, что, подготавливая проект приватизации недвижимости на Алдару, 7, Fraternitas Lataviensis значительно снизила сумму покупки. Условная цена изначально действительно была определена в 260 тыс. латов, и складывалась она из стоимости земли (25 тыс. Ls) и стоимости здания — 235 тысяч. Но из стоимости здания вычитались 155,628 тыс. латов, которые арендатор (видимо, под арендатором подразумевается студенческая корпорация, хотя в Земельной книге права аренды не закреплены) вложил в обустройство здания. Из оставшейся суммы, то есть 79,38 тысячи, 49% нужно было оплатить латами, а 51% — приватизационными сертификатами. Закон позволяет арендатору при приватизации уменьшать сумму покупки за счет материальных или имущественных вложений в улучшение технического состояния здания, но при тех же условиях, что оговаривает и право первой руки.

Подведем итог: путем нехитрых обходных маневров с законом близкая к реальности сумма покупки недвижимости на Алдару, 7, составила примерно 100 тыс. латов, или 40% от первоначальной цены. Юристы и экономисты, состоящие в студенческой корпорации Fraternitas Lataviensis, могут гордиться своими успехами. Но, похоже, среднее слово из девиза корпорации "За Родину, законность, честь" пора менять.