Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Где и кем работают родственники латвийских должностных лиц

«Телеграф»

  

(picture 1)
Айгар Калвитис.

Политику в Латвии упорно приравнивают к бизнесу, и не ошибаются. Речь тут даже не о том, что работа во власти хорошо оплачивается, но еще и о "дополнительных бонусах", которые получает человек, попадающий в обойму. Это связи, рычаги влияния, широкие возможности, что самым положительным образом отражается и на его родственниках.

Энергетический бизнес Калвитиса

Супруга премьер-министра Айгара Калвитиса, Кристине Калвите, с сентября 2003 года входит в правление и состав учредителей малой электростанции Braslas HES. Еще одним членом правления и акционером является бывший бизнес-партнер Калвитиса, председатель Совета АО Talsu gaļa, Эдгар Карклис. Ему принадлежит 20% акций ГЭС, а Кристине Калвите 30% Braslas HES. При изучении годовых отчетов этой компании любой бизнесмен завистливо оближется. 2002 год: нетто-оборот равнялся 94 тыс. латам, а чистая прибыль — 87,4 тыс. латам. Таким образом, прибыль от оборота составила почти 93%. Когда в последний раз вы видели такие цифры? В 2003 году показатели ухудшились, но даже они впечатляют: нетто-оборот 83,8 тыс. латов, чистая прибыль — 44 тыс. латов, или 52,5% от оборота. Прошлый год компания отработала с нетто-оборотом 109,3 тыс. латов и чистой прибылью 54,9 тыс. латов, или 50,2% от оборота.

Создается впечатление, что Айгар Калвитис подготавливал почву для внедрения супруги в энергетический бизнес заблаговременно. Так, еще будучи министром экономики, в августе 2002 года Калвитис подписал разрешение на строительство еще одной новой малой ГЭС — Cīrīšu HES. В правление этой компании входит все тот же Эдгар Карклис, а президентом является Нормунд Айзкалнс, "по чистой случайности", видимо, занимающий аналогичный пост и на Braslas HES. Еще одним членом правления служит Янис Сприновскис, бывший президент фирмы Windau, по делу которой в Международном третейском суде латвийское государство проиграло 1,6 млн. латов, еще 100 тысяч должно было заплатить за судебные расходы и до 2007 года закупать электроэнергию по двойному тарифу. Шестьюдесятью долями Cīrīšu HES владеет компании SKF un partneri, в которой Braslas HES принадлежит 50%, а оставшиеся 50% SKF un partneri принадлежат все тому же Янису Сприновскису. Такая вот тесная компания, с которой через свою супругу связан премьер Айгар Калвитис.

Отцы и дочки

Интересная история произошла в жизни начальника Госполиции Яниса Защиринскиса и его дочери Карины. По данным Lursoft, в августе этого года Карина Защиринска стала председателем правления и совладельцем (40%) новообразованного ООО Visatur. Членом правления и вторым соучредителем (60%) выступает Елена Панкевича, дочь исполнительного директора скандально известной телекомпании Dautkom TV и издателя газеты Сейчас Марьяна Панкевича. Кстати, Елена Панкевича вместе с папой держат контрольный пакет Dautkom TV.

Состав учредителей фирмы Visatur вряд ли случаен. Что в таком случае связывает дочерей начальника Госполиции и даугавпилсского "медиамагната"? Уж не история ли двухгодичной давности, когда после проверки Рижской экономической полиции, которая обнаружила ряд экономических нарушений, была приостановлена деятельность кабельного телевидения Dautkom TV. Руководство компании обвиняли в том, что оно не смогло предъявить полицейским оригинал лицензии на вещание, лицензии на программное обеспечение, а также договоры с рекламодателями и сотрудниками телекомпании. Марьян Панкевич, тогда занимавший пост президента, заявил, что все вышеупомянутые документы были в наличии, и связал проверку с критикой, прозвучавшей на его канале, в адрес тогдашнего мэра Даугавпилса Рихарда Эйгимса.

Как бы там ни было на самом деле, но Эйгимс уже не мэр, а Dautkom TV продолжает работу. Кстати, Янис Защиринскис был утвержден Кабинетом министров в должности начальника Госполиции в январе 2003 года, за два месяца до проверки. Поскольку Экономическая полиция является структурой Госполиции, не исключено, что Защиринскис принял некое участие в судьбе Dautkom TV. Вопрос, какое и на каких условиях, остается открытым.

Но факт есть факт — дочери Яниса Защиринскиса и Марьяна Панкевича совместно основали фирму аккурат в тот момент, когда над начальником Госполиции стали сгущаться грозовые тучи из-за скандала с распределением зарплатного фонда. Заговорили даже о его отстранении от должности начальника Госполиции, но Защиринскис удержался, отделавшись наказанием в виде снижения собственного оклада. Мог ли он знать о такой благополучной развязке летом? Видимо, нет, поэтому мог подготовить отходные пути под прикрытием дочери. Очевидно, участие Защиринскиса в деле Dautkom TV было не формальным, раз спустя два с половиной года Панкевич не забыл об оказанной услуге.

Предпринимательская жилка

Взрослые дети лидера политического объединения Центр согласия Сергея Долгополова не пошли за отцом, предпочтя политике бизнес. Дочь депутата Рижской думы Елена Долгополова, по данным Lursoft, с 1993 года трудится на предприятии Bisoks (производство и реализация текстильных изделий). До конца 2004-го она была главным бухгалтером компании и владельцем 9,09% акций Bisoks. В ноябре 2004 года Елена Долгополова вошла в правление компании вместе с Сергеем и Степаном Кузмичами, являющимися держателями равных пакетов акций предприятия (по 45,45%). Таким образом, Bisoks управляют и владеют три человека, в числе которых и дочь Сергея Долгополова. Согласно годовому отчету за 2004 год, нетто-оборот предприятия составил почти 3,4 млн. латов, а чистая прибыль 192,5 тыс. латов. Если предположить, что прибыль владельцы делят между собой пропорционально своим пакетам акций, то Елене Долгополовой полагалось бы 17,5 тыс. латов, или в среднем 1,45 тыс. латов.

Сын депутата, Дмитрий Долгополов, до недавнего времени являлся учредителем четырех фирм — латвийско-польского совместного предприятия Rīgpol (посреднические и транспортные услуги), Multi Pluss (оптовая торговля), Biobalts (сельское и лесное хозяйство), SVD Pluss (оптовая торговля). Общая сумма вложений Дмитрия Долгополова в эти компании составляла 12,5 тыс. латов.

В январе 2005 года деятельность Rīgpol и Biobalts была прекращена по 19-й статье Коммерческого закона. Эта статья предусматривает: если предприятие вовремя не подало документы на перерегистрацию в Коммерческом регистре и не принято решения о его ликвидации, то деятельность компании прекращают. Информация о финансовой успешности оставшихся компаний весьма скупа. Годовой отчет SVD Pluss в Lursoft отсутствует, а фирма Multi Pluss в 2004 году сработала с убытком почти в 10 тыс. латов.

В каких-то скандалах фирмы, где был или есть капитал Дмитрия Долгополова, не фигурировали. Если не считать пикантной детали, связанной с Biobalts, которая в 2000 году была единственным юридическим лицом, пожертвовавшим Партии народного согласия (ПНС), членом которой в то время еще являлся Сергей Долгополов, 250 латов. Таков был скромный вклад Долгополова-сына в дело Долгополова-отца.

"Начальник транспортного цеха"

Сын руководителя Департамента сообщения Рижской думы Ивара Зарумбы, Раймонд, по данным Lursoft, является членом правления и акционером компании Koll, оказывающей транспортные услуги. Эта фирма с 2001 по 2004 год находилась в единоличном владении гражданина Великобритании Дугласа Балчина. Но в конце прошлого года вторым акционером, получившим 50-процентный пакет, стал сын шефа Департамента сообщения РД Раймонд Зарумба. Размер его вложения составил 65 тыс. латов. С июля 2005 года у Koll появился еще один акционер — Арнис Леиньш, которому принадлежит 35%, и теперь Балчину и Зарумбе принадлежит по 32,5%.

Сказать, что работа фирмы успешна, нельзя. В 2001 году ее чистая прибыль составила всего 17 латов при обороте 464,7 тыс. латов. В 2001 и 2002 годах Koll оказалась в убытках и только в прошлом году ситуация стала улучшаться: чистая прибыль компании составила 14,6 тыс. латов при нетто-обороте в 433,6 тыс. латов.

Надо отметить, что Koll — не простая транспортная фирма. Она обслуживает грузы, перевозимые авиакомпанией British Airways. А в марте этого года Koll выиграла конкурс, объявленный Службой госдоходов на обслуживание, получение и хранение грузов в аэропорту Rīga до апреля 2006 года.

Политико-экономическая преемственность

У члена Народной партии, ныне занимающего пост руководителя Комитета городского развития Рижской думы, Эдмунда Крастиньша большая семья — отец, мать, брат, жена и трое детей. Впрочем, с 2004 года "одним ртом стало меньше". Дочь Эдмунда Крастиньша, Иева Крастиня, стала ревизором сразу трех компаний, работающих в сфере спортивных развлечений. Это известная горнолыжная база Baiļi, фирма S.T.F. Valmiera, оказывающая услуги на этой базе, и JVA Sports, занимающаяся оборудованием и инвентарем для горнолыжных трасс. JVA Sports в сентябре этого года выиграла открытый конкурс, объявленный вентспилсским муниципальным предприятием Komunālā pārvalde на поставку оснащения для горнолыжной трассы. Справедливости ради отметим, что JVA Sports была единственным претендентом конкурса.

Но "мораль" этой истории в другом. Все вышеупомянутые компании "прописаны" в Валмиерском районе и основаны валмиерским же бизнесменом Валдисом Ванагсом или членами его семьи. В свою очередь Эдмунд Крастиньш, родившийся в Огре, сознательную жизнь провел в Валмиере, был даже депутатом местной думы. А согласно политическим преданиям, в коих, как известно, всегда есть доля правды, костяком и основой Народной партии стала валмиерская бизнес-группировка. Теперь, как мы видим, отцы передают связи своим подросшим детям. Так, например, фирмой JVA Sports, согласно регистрационным документам, управляют уже дети Эдмунда Крастиньша и Валдиса Ванагса — Иева Крастиня и Янис Ванагс.

Семейный подряд

Посол Латвии в Америке Марис Риекстиньш, который до этого важного назначения был госсекретарем МИДа и долгое время возглавлял Комитет по контролю экспорта и импорта стратегически важных товаров, широкой общественности стал известен после скандала, связанного с бизнесом своей супруги, Ирены Риекстини.

Супруга посла является президентом и совладельцем (30%) туристического агентства VIA Rīga и до 2001 года была директором и акционером фирмы Residence (гостиницы и рестораны), прекратившей свою деятельность, согласно 19-й статье Коммерческого закона.

Состав учредителей обеих компаний довольно интересен. Кроме Ирены Риекстини в него входят гражданка Латвии, судя по всему проживающая в Швеции, Велта Ципарсоне и члены семьи Клявиньшей. Крупнейшим акционером (66,67%) ныне не существующей Residence был сын известного политического деятеля Паулиса Клявиньша (сейчас депутат Европарламента) Матисс Клявиньш.

Судьба Матисса Клявиньша трагична. В 1998 году, накануне выборов в 7-й Сейм он стал инициатором так называемого "унитазного дела Андриса Шкеле". А в 2001 году вертолет, на котором летел бизнесмен, зацепился за электропровода и разбился в районе магазина Berģi. До сих пор точно неизвестно, что стало причиной гибели Клявиньша. Известно лишь, что за несколько месяцев до крушения вертолета он заявил, что собирается строить гостиницу около церкви Петра и готов вложить в нее 2-3 млн. долларов. Кроме этих планов Клявиньшу тогда принадлежал дом в Старой Риге на Яуниела, где находится кафе "13 стульев". После его смерти домовладение унаследовали его жена Илзе Приеде-Клявиня и дочь. Кроме этого супруга покойного бизнесмена унаследовала его долю (60%) в туристической компании VIA Rīga.

Первое скандальное упоминание фирмы в прессе произошло еще в 1997 году, когда обнаружилось, что авиабилеты для командировок членов правительства приобретаются через агентство супруги сотрудника МИДа. Через два года, в 1999-м, выяснилось, что фирма VIA Rīga выиграла конкурс МИДа на организацию командировок для сотрудников ведомства. СГД по просьбе Генеральной прокуратуры затеяла проверку на предмет соответствия Мариса Риекстиньша нормам Закона о предотвращении коррупции, но нарушений не нашла.

Две эти истории никак не отразились на карьере супругов. Вскоре Марис Риекстиньш был назначен руководителем латвийской делегации по переговорам о вступлении в НАТО, а в конце 2004 года он стал послом Латвии в США.

Что касается бизнеса супруги Ирены Риекстини, то, согласно годовым отчетам, он идет неплохо. 1999 год, когда проводилась проверка, VIA Rīga закончила с убытками в 27 тыс. латов. Но уже в 2000 году чистая прибыль компании составила почти 89 тыс. латов при нетто-обороте в 657,3 тыс. латов (видимо, благотворно сказался выигранный конкурс на организацию поездок сотрудников МИДа). В 2001 году прибыль упала до 7,3 тыс. латов при обороте 579 тыс. латов, но впоследствии показывала уверенный рост, пока в 2004 году не достигла показателя в 114,3 тыс. латов при нетто-обороте в 525,3 тыс. латов. Если предположить, что акционеры прошлогоднюю чистую прибыль поделили между собой, пропорционально размеру своих вложений, то на долю Ирены Риекстини пришлось 34,3 тыс. латов, или по 2,85 тыс. латов в месяц.