Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Юрис Лавриковс: "Гей-прайд в Таллинне несравним с парадом в Риге… предстоящий прайд в Москве это интересное приключение"

  

В Таллине 13 августа парадом геев и лесбиянок завершился фестиваль гомосексуальной культуры стран Балтии Baltic Pride Moonbow.

Как передает "Интерфакс", в параде, который прошел по улицам Старого города, приняло участие около двухсот человек.

Сторонников нетрадиционной любви не остудил даже проливной дождь, начавшийся незадолго до начала шествия.

В одной руке шедшие парами геи и лесбиянки держали зонты, в другой плакаты "Да здравствует нерушимый союз гомо и гетеро!", флаги с цветами радуги, а также флаги Эстонии, Латвии, Литвы и Финляндии. Демонстранты раздавали немногочисленным прохожим плакатики с девизом фестиваля "Я нравлюсь любви" и призывами жить дружно, а также с символикой своего движения - разноцветной радугой.

На пути следования колонны стояли небольшие группы скинхедов, которые пытались спровоцировать участников шествия на драку. Однако оперативно действовавшие многочисленные полицейские и люди в штатском предотвращали возможные инциденты.

Сайт GayRussia.Ru взял интервью у участника скандального мероприятия Юрисом Лавриковсом, ответственным за информацию в ILGA-Europe .

- Как прошел прайд в Таллинне? Сколько было участников? Мы слышали, что во время демонстрации дождь лил как из ведра.

- К сожалению действительно шел очень сильный дождь и за два часа до начала марша мы сидели в баре и разговаривали. Примерно за полчаса до парада мы думали, придут ли на парад хотя бы 100 человек, но в конце концом после окончания прайда я разговаривал с организаторами и они сказали мне, что пришло около 400 человек. Это все равно впечатляющая цифра. Если бы погода была лучше, возможно было бы людей больше, чем в ходе первого эстонского гей-прайда в прошлом году. Тогда в шествии приняли участие около 600 человек.

- Вы были на обоих гей-прайдах, в Риге и в Таллинне, как бы вы их сравнили?

- Это действительно не поддается сравнению. Ситуация в странах очень различна и подготовка к событию также была разной. Мы уже говорили, что происходило в Риге последние две недели до прайда, вся эта антигеевская кампания. Ничего подобного в Эстонии не было. Всего за неделю до мероприятия здесь я отслеживал новости по Эстонии и были два заявления консервативного союза Отечество и христианских демократов, которые не являются большой политической силой, у них всего несколько мест в парламенте. Все ожидали от этих партий таких заявлений, поскольку они преследуют очень консервативные ценности, в которых геям места нет. Если сравнивать заявления, то в Эстонии они были гораздо более мягкими, чем в Латвии. Эти партии вроде как были обязаны сказать что-то негативное, что они осуждают идею прайда. Но ничего по сравнению с заявлениями в Латвии.

- Как вы думаете, это эстонцы более толерантны в отношении геев и лесбиянок или политики в Эстонии значительно умнее?

- У нас была дискуссия с разными людьми из Бельгии и Нидерландов. Все хотели понять что же все-таки происходит в странах Балтии и в особенности кто является более толерантным. Я не думаю, что эстонцы более терпимы, хотя я разговаривал вчера с одним из организаторов и он сказал, что был проведен опрос об отношении эстонцев: 38% осудили парад, остальные сказали, что им все равно или, что они с пониманием к нему относятся. Это неплохая ситуация, но Вы знаете, что с опросами есть всегда проблема, поскольку если Вы действительно хотите понять, что думают люди, нужно проводить опрос по одному и тому же вопросу многие годы и иногда вопросы, в зависимости от формулировок, могут давать различные результаты. В 1999 году мы провели опрос об отношении латышей к однополым партнерствам и получили фантастический результат, 53% выступили в поддержку прав однополых пар.

Мне кажется то, что происходит в Эстонии связано с влиянием скандинавских стран и культур, а также желанием эстонской политической элиты быть полностью ориентированной на западные либеральный ценности. Я думаю, что это имеет фантастический позитивный эффект на общественное мнение, на то, как люди выражают свои взгляды. В Латвии же происходит то, что все ценности европейской демократии ничего для политиков не значат. У них своя программа, они делают гомофобные вещи, которые могут принести им голоса. В Эстонии они очень быстро осознали, что гомофобия это не лучшая карта. В СМИ не было ничего подобного тому, что было в Латвии. Хотя в целом я не думаю, что эстонцы более терпимы. Политики гораздо более умны и ясно понимают то, что они хотят построить в этой стране.

- В прайде в Таллинее приняли участие в большинстве своем эстонцы или также были иностранцы?

- Это было хорошее смешение людей с большой долей эстонцев. Присутствовала очень значительная делегация из Латвии. Несколько человек из Финляндии, Швеции, Бельгии и Нидерландов. Толпа была очень интернациональной, но эстонцы все же были точно в большинстве.

Эстонии свойственна одна черта для всего гей-движения. Большинство участников это женщины. Я всегда считал Эстонию уникальной страной. Первой организацией в Советском Союзе и балтийском регионе, официально зарегистрированной, был эстонский союз геев и лесбиянок. И они представляли собой сильнейшую лесбийскую сеть в Восточной Европе. Все в этой стране делается женщинами. Я просто восхищаюсь ими. Это феноменально.

- Вы сказали, что в таллиннском параде приняла участие большая латвийская делегация. Неужели латышей было больше, чем в Риге?

- Я бы так не сказал. Я насчитал по меньшей мере 25 человек из Латвии. Некоторые из них принимали участие в рижском прайде, другие нет. Для них было легче совершить свой каминг-аут здесь. Это другая страна, где они чувствуют себя в большей безопасности.

- Были ли в ходе эстонского шествия какие-то слоганы?

- Никакого политического призыва не было. Это очень коммерческое и ориентированное на развлечения мероприятие. Оно было очень колоритным, у участников было много воздушных шаров, радужных флагов, национальных флагов Эстонии. Были и drag queens. Это очень отличалось, но никакого политического призыва не было. Эстонцы в целом больше интересуются социальными событиями и развлечениями. Я не помню, чтобы кто-то лоббировал какие-то законодательные изменения. Не уверен почему. Сейчас появляются отдельные группы, которые хотят бороться за гражданские права. Раньше движение ЛГБТ были ориентированным только на Эстонию. Сейчас они хотят принимать больше участия в балтийской сети ЛГБТ. Прайд в Риге был большим политическим событием. Шествие в Таллинне было ради развлечения, было много веселья. Настоящий праздник.

- Каковым было присутствие СМИ во время парада?

- Оно было не таким большим, как в ходе латвийского прайда. Было несколько человек, но я не видел много камер или журналистов, бегающих с микрофонами, как в Риге. Но несколько представителей СМИ конечно же были. Я разговаривал с телевизионной группой из Литвы. Их страна так отстала в этих вопросах, что они пытаются узнать о происходящем в других странах. Я также встретил журналиста из Южной Кореи, который знает все три балтийских языка, это потрясающе. Конечно я спросил организаторов об освящении события в СМИ и они мне сказали, что оно было очень нейтральным. СМИ здесь не дают слишком много негатива или позитива. И в этом отличие: они научились разбираться в том, что приемлемо, а что нет. Не думаю, что они уже достигли уровня большинства толерантных европейских стран. Но по крайней мере политики в Эстонии не высказывают гомофобных вещей, как в Латвии. Они признают наличие проблемы. И они показывают, что они готовы об этом говорить, а не просто априори осуждают, как политики в Латвии.

- Гей-прайд подошел вплотную к российским границам. Кто следующий? Москва?

- Я не вижу почему гей-прайд не может состояться в Москве. В Москве вопрос безопасности конечно будет самым ключевым. Я бы хотел приехать на этот прайд. Я сделаю все возможное, чтобы осуществить эту поездку. Мне кажется, что это будет очень интересный опыт, хотя мы и видели что произошло в Латвии. Но это не потому, что страна не является достаточно развитой. Это существенный политический феномен. Россия это страна, в которой подчас не действуют стереотипы и принятые подходы. Она полна сюрпризов, поэтому я думаю, что никто не знает что ожидать. Это очень интересно, но и в то же время является своеобразным приключением.

Читайте также комментарий Алексея Ледяева Гомоевропетикус в Латвии.