Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Валмиерские разборки

«Телеграф»

  

Напомним: все началось с того, что 24 июля в одной из камер Валмиерской тюрьмы был обнаружен убитый заключенный. Троих подозреваемых в убийстве выявили и отделили от основной массы сидящих. На следующий день в тюрьме была проведена проверка с участием спецподразделения. Закончилась она неоднозначно...

Несмотря на то что администрация Валмиерской тюрьмы утверждала, что все происходило в рамках закона (физическая сила не применялась), в Государственном бюро по правам человека (ГБПЧ) появилась другая информация — о том, что заключенных били, пинали и несколько часов держали на бетонном полу в лежачем положении.

Мнение правозащитников

Побывав в Валмиере и побеседовав с заключенными, работники ГБПЧ пришли к выводу, что их жалобы на неоправданное применение физической силы и на неоказание медицинской помощи обоснованы. Правозащитники считают, что по отношению к отдельным обитателям тюрьмы были применены спецсредства, а значит, нарушена статья 3-й Европейской конвенции прав человека, которая запрещает "пытки и унижающее достоинство отношение к заключенным".

По сведениям ГБПЧ, за день до "работы" спецподразделения в медчасть тюрьмы обратилось пять человек. С обычными болячками и простудами. А на следующее утро (26 июля) к медикам пришло уже 11 человек — с синяками, ссадинами и ушибами. У одного даже было сломано три ребра. Причем все ушибы, ссадины и синяки наблюдались у пострадавших только на правой стороне тела, что может свидетельствовать о применении спецсредств (в позе, когда человек стоит спиной к бьющему).

ГБПЧ обратилось в Управление мест заключения (УМЗ) и специализированную прокуратуру с требованием проверить факты и дать им оценку.

Администрация не согласна

В ответ УМЗ распространило пресс-релиз, в котором подтверждается, что 25 июля в Валмиерской тюрьме действительно была проведена проверка с участием спецподразделения — с целью изъятия предметов, которые в камерах держать запрещено. Проверяющие конфисковали пять мобильных телефонов и около 20 заостренных металлических предметов (заточек). Учитывая, что из 800 заключенных этой тюрьмы 90% осуждены за особо тяжкие преступления, работники соблюдали определенные нормы безопасности, но в рамках закона. Открытого сопротивления заключенные не оказывали, поэтому спецсредства не применялись. Все время проверки медики были рядом, но к ним за помощью обратились лишь двое заключенных с легкими ссадинами.

В УМЗ считают, что такого рода "наезды" на них случаются всегда после того, как они проводят удачные "шмоны". Это "реакция на изъятие у заключенных мобильных телефонов, наркотиков и других запрещенных вещей". В УМЗ есть сведения о том, кто организовал дезинформацию в данном случае.

Да, 26 июля за помощью к тюремным медикам обращалось 11 человек. Но всем был сделан рентген, и ни у одного не было констатировано сломанных ребер. Что касается синяков, то в УМЗ считают, что "одинаковое их размещение" — это составная часть организованной провокации (читай: сами себе ставили). Если же говорить о проверках, то они были и будут. В рамках закона, разумеется, и тогда, когда это будет нужно, дабы исключить несоблюдение режима заключенными.

Специализированная прокуратура пока не отреагировала на просьбу правозащитников проверить факты, приведшие к конфликту между заключенными Валмиерской тюрьмы и ее администрацией. Так что ставить точку в этом деле пока рано.