Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

«Дело о коррупции в думе»: взятка сменила ориентацию

«Час»

  

Самое громкое дело последних недель - о т. н. «взятке за «Палладиум» - сменило ориентацию. Начиналось оно, напомним, как «дело о коррупции в Рижской думе»: по нему проходил даже начальник думского юридического управления Лиепиньш... Сейчас же налицо два подследственных, и оба - частные лица. И статья поменялась: «должностное преступление» в деле больше не упоминается.

В Рижском самоуправлении нечестных чиновников не обнаружено

Учтем: коррупция в Рижской думе как тяжелое наследие предыдущей думской коалиции - один из главных коньков коалиции нынешней.

Как регулярно (с весны) напоминал мэр г-н Аксенокс, он и его команда борются с прогнившим аппаратом, доставшимся от предшественников. И уже, по словам мэра, есть результаты: имеется ряд уголовных дел, связанных с думскими злоупотреблениями.

Правда, в ответ на просьбы назвать их мэр сдержанно ссылается на тайну следствия. Вот будут суды, будут приговоры, тогда и будет о чем говорить.

Внимание! За коррупцию никого в Рижском самоуправлении пока не осудили. Следовательно, юридически ее нет...

Понятно, что в этом контексте каждое новое дело, возбужденное в связи с «рижской тематикой», трактовалось как «начало думских разоблачений». Не стало исключением и задержание KNAB ом юриста Мариса Спрудса. Его, напомним, изначально заподозрили в вымогательстве взятки и посредничестве при передаче оной городскому должностному лицу.

Правда, сам KNAB осторожно не объявлял возбужденное дело «коррупционным». Однако в думских кулуарах быстро распространилась неофициальная информация, позже озвученная и в СМИ: началось - вот уже и шефа юридического управления Яниса Лиепиньша на беседу вызывали...

Между тем вот что происходило на самом деле.

Ускорение закона - за восемь процентов

Предупреждаем: речь по-прежнему идет преимущественно о неофициальной информации, поскольку следствие еще не закончено. Однако на нынешнем этапе картина событий вырисовывается такая.

В ходе сложных юридических разборок вокруг одного из самых многострадальных зданий Риги - «Палладиума» (см. справку) - одному из наследников дома повезло. Харийсу Нельке, внуку дяди экс-владелицы здания, назначили твердую денежную компенсацию. За «отказ от права на денационализацию». Сумму - 191 000 латов - предполагалось выплатить из думских средств.

Случилось это, отметим, в январе прошлого, 2004 года. Наследнику оставалось только дождаться денег. С выплатой, однако, в самоуправлении никто не торопился: прошел год, пошел второй, а денег все не было... В марте этого года наследник обратился за помощью к юристу со связями. Марис Спрудс, глава фирмы с почти официальным названием Maksātnespējas aģentūra, взял на себя улаживание вопроса.

И действительно все уладилось. 27 июня компенсацию наследнику выплатили. Правда, ему пришлось кое-чем пожертвовать: Спрудс взял себе 16 000 латов (то есть примерно 8% от суммы). В трактовке потерпевшего и KNAB а, задержавшего Спрудса вскоре после сделки, деньги предназначались чиновнику РД.

Смена ориентации

Тут, собственно, и всплыла фамилия г-на Лиепиньша: чиновник был вызван в бюро для дачи объяснений. Cам же Спрудс и вовсе оказался за решеткой.

В середине июля дело было передано в Генпрокуратуру. К Спрудсу в качестве подозреваемого присоединился его коллега-юрист Эрик Спурелис из фирмы «Пулкстеню эзерс». Ожидалось, что к ним добавится и глава юридического управления...

Но произошло наоборот. Лиепиньш, со своей стороны, твердо стоял на том, что ничего общего с вымогательством денег у Нельке не имеет. Да и сам Спрудс на следствии занял позицию: деньги были чисто гонораром за юридическую помощь. Откат? Да что вы, ни в коем случае.

В итоге, как официально подтвердил сам Лиепиньш, дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления. А обвинение, предъявленное г-ну Спрудсу, идет теперь по статье «присвоение взятки», что вообще не является должностным преступлением.

Так дело из разряда «хард-криминала» перешло в «лайт». Ведь присвоение (статья 321) - это всего лишь частный обман какого-либо лица другим лицом, выдающим себя за «посредника при чиновнике». И наказание за выманивание денег, таким образом, не в пример меньше, чем за взятку: до четырех лет тюрьмы или штраф.

Итого

Таким образом, и это дело не станет прецедентом доказанной коррупции в РД. Ведь, несмотря на все разговоры, пикеты, громкие выступления, заявления и даже реальные уголовные дела - ни одного чиновника Рижского самоуправления за коррупцию пока не осудили.

Справка

«Дело «Палладиума» - одно из самых долгоиграющих и сложных разбирательств в истории страны.

Знаменитый кинотеатр на ул. А. Чака, напомним, был приватизирован в два этапа: для начала в 1994 году было образовано ООО «Палладиум» с уставным капиталом в 90 тысяч латов, причем 45% составила часть Рижской думы (это были не деньги, а кинозал, несколько подсобных помещений и оборудование). 5% процентов получил Государственный пенсионный фонд. 40% живыми деньгами внесло ООО «Балфакс», а оставшиеся 10% (тоже деньгами) внесли работники «Палладиума».

Второй этап прошел в 1999 году. «Балфакс» выкупил еще 45% акций - городскую долю. Причем 25% достались «Балфаксу» за приватизационные сертификаты, а 20% было уплачено деньгами.

Далее появились наследники - их оказалось несколько. Ситуацию усугубил тот факт, что с правами наследников все было неоднозначно. Во время войны в здание, как оказалось, влетел фугас и все разнес. А когда дом стали восстанавливать, то перестроили более 65%, то есть по сути это уже новое здание, на которое наследники претендовать вроде бы не должны.

В промежуточном итоге здание «зависло». Кассы оказались в одних руках, зал - в других, а вход - в третьих... Между совладельцами здания и Рижской думой проходят непрерывные суды. Когда дело кончится, не берется предсказать никто.