Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Япончик. Поклон да был таков

SMI.ru

  

(picture 1)
Япончик был известен изначально именно как вор в законе, и тот факт, что он им и является, никто никогда не опровергал и даже не подвергал сомнению.

(picture 2)
Вячеслав Иваньков, широкой публике известный под кличкой Япончик, был оправдан судом присяжных.

Вячеслав Иваньков, широкой публике известный под кличкой Япончик, был оправдан 18 июля судом присяжных и вышел на свободу впервые за 10 лет. Сторона обвинения, не сумевшая предоставить необходимых доказательств, намерена обжаловать решение суда.

Этого события люди самых разных интересов и профессий в России ждали давно и обсуждали его очень оживленно, пишет газета "Время новостей". В принципе, всю криминальную эпопею Вячеслава Иванькова и последний процесс над ним мало кто решался комментировать открыто. Все-таки Япончик был известен изначально именно как вор в законе, и тот факт, что он им и является, никто никогда не опровергал и даже не подвергал сомнению. Более того, отмечает газета, на родине милиция давно признала его одним из отцов-основателей отечественного рэкета, западные спецслужбы называли его крестным отцом всей "русской мафии". Однако при всем при этом Вячеслав Иваньков давно "перерос" и масштаб исключительно криминального авторитета. Еще в начале 90-х годов многие известные люди - артисты, общественные деятели, правозащитники - стали признавать его просто "очень уважаемым", "честным", "справедливым" человеком, некоторые даже называли его "борцом за права россиян" (объясняя его арест в США) и "диссидентом". Представители бизнеса никогда открыто говорить о г-не Иванькове себе не позволяли. Хотя, по неофициальной информации, и в деловых кругах России этот человек также заслужил репутацию "очень уважаемого" , поскольку еще на заре перестройки помогал "выйти в люди" многим нынешним и прошлым олигархам, принимал участие во многих бизнес-войнах. Естественно, и в спецслужбах перспектива возвращения такого человека на волю вызывала массу предположений, там гадали, начнется ли передел собственности или, наоборот, криминальная ситуация стабилизируется.

Впрочем, пока насчет того, как выход на свободу "уважаемого человека" отразится на российской действительности, остается только гадать. Сам Иваньков даже намеками о своих дальнейших планах на жизнь вчера предпочел не делиться. Лишь в самом начале процесса, напоминает издание, родственники рассказывали, что сейчас Вячеслав Кириллович пишет книгу. О чем будет эта книга, не поясняли - это пока секрет, намекнули лишь, что она автобиографичная, "о жизни".

На вчерашнее заседание были запланированы прения сторон, рассказывает газета "Известия". Журналистов собралось мало, так как с самого начала процесс проходил в закрытом режиме и в общем никто не ожидал вердикта. После обеда стало понятно, что, возможно, уже в этот день присяжные вынесут свой вердикт. В зале суда прозвучало напутственное слово, и 12 заседателей удалились в совещательную комнату, чтобы ответить всего на четыре вопроса, ключевой из которых - виновен ли Вячеслав Иваньков в убийстве граждан Турции. Менее часа ушло у присяжных на обсуждение, после чего был оглашен вердикт: "Не виновен".

- Решение было единогласным, - сказал "Известиям" адвокат Иванькова Сергей Котелевский. - Присяжные также единогласно ответили на вопрос, что преступление было, ну а до четвертого вопроса - о том, заслуживает ли он снисхождения, мы не добрались.

Услышав оправдательный вердикт, Вячеслав Иваньков повернулся в сторону присяжных, прижал праву руку к груди и, чуть поклонившись, произнес: "Спасибо".

Судья Зубарев, пишет "КоммерсантЪ", тут же распорядился освободить подсудимого Иванькова из-под стражи. Однако сразу его не отпустили - конвойные еще должны были доставить оправданного в конвойное помещение, где ему предстояло подписать документы об освобождении и получить личные вещи. В этот момент в зал заседаний, а слушания с самого начала проходили в закрытом режиме, бросились родственники и друзья Вячеслава Иванькова. Возникла свалка - все хотели первыми поздравить освобожденного. Однако прорваться удалось только его сыну Геннадию с двумя друзьями. Геннадий успел обняться с выпущенным из бронированной стеклянной клетки отцом и сказать ему "С победой!", но их тут же разлучил конвой.

Тем временем не попавшие в зал родственники и журналисты атаковали адвокатов Вячеслава Иванькова.

- Ну что?! Ну как?! - допытывалась у защитников супруга гражданина Иванькова Фаина Комиссар.

- Оправдан! Оправдан! - отвечал за всех адвокат Александр Гофштейн. Когда из зала заседаний вышла прокурор Мария Семененко, стоявшие у дверей журналисты бросились к ней:

- Как вы оцениваете вердикт присяжных? Будете его обжаловать?

- Конечно, будем обжаловать,- заявила госпожа Семененко.- Потому что недовольны их решением. Пока все!

- А по каким основаниям вы будете добиваться отмены вердикта? - перебивая друг друга, спрашивали корреспонденты.- Оказывалось ли давление на присяжных, были ли нарушения закона при вынесении вердикта?

Все эти вопросы мы рассмотрим, тогда и решим,- закончила госпожа Семененко уже в дверях прокурорской комнаты.

На свободу Вячеслав Иваньков вышел минут через сорок. У запасного выхода из Мосгорсуда, откуда обычно увозят в СИЗО обвиняемых, его встречали криками "ура". И здесь его первым опять встретил сын. "Только не пишите потом, что встречали воры и 'авторитеты',- сказала один из защитников журналистам. - Здесь только родственники и близкие друзья".

- Мы все рады за Славу,- сказал уже по телефону Ъ авторитетный меценат Алимжан Тохтахунов. - О том, что он не виновен, все мы знали давно. Справедливость восторжествовала. Надеюсь теперь его оставят в покое.

Из Мосгорсуда Вячеслав Иваньков, оставив журналистов без комментариев, отправился к себе домой.

65-летний Вячеслав Иваньков провел в тюрьмах и на зонах почти треть своей жизни - в общей сложности свыше 20 лет. К этой и без того внушительной цифре он, как того очень хотели в прокуратуре, мог добавить еще лет десять, если бы, конечно, обвинителям удалось доказать, что Япончик причастен к убийству двух турецких рабочих в 1992 году. По крайней мере, представители следствия уверяли общественность в незыблемости доказательств, основанных прежде всего на показаниях свидетелей.

Как собщает ГАЗЕТА, согласно материалам дела, 29 февраля Вячеслав Иваньков со своим другом, вором в законе Вячеславом Сливой отдыхали в столичном ресторане "Фидан" на Рязанском проспекте (сейчас это заведение уже не существует). В гардеробе они якобы что-то не поделили с турецкими гастарбайтерами - Хусейном Уйганом, Хананом Гултихеном и Ахмедом Таранчи, в результате чего двое были убиты, а третий ранен (после излечения он спешно вернулся на родину).

Правда, о том, что в разборке в "Фидане" вроде как участвовали Иваньков и Слива, сотрудники МУРа узнали только в 2000 году. Тогда же Япончику предъявили заочное обвинение в двойном убийстве и в покушении на убийство. К тому времени Слива умер, так и не будучи ни разу допрошенным, а Япончик уже пять лет сидел в американской тюрьме за вымогательство 3,5 млн. долларов и фиктивный брак.

Как бы там ни было, но в июле 2004 года, после экстрадиции в Россию, Иванькова из московского аэропорта Шереметьево сразу же отвезли в СИЗО "Матросская Тишина".

К началу суда ситуация была следующей. Своей вины Иваньков категорически не признавал, а защита вообще настаивала на прекращении дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности: согласно УК для убийства он составляет 10 лет.

Но суд решил исследовать все доказательства, которые, как выяснилось, даже несмотря на то что слушания были объявлены закрытыми (якобы в целях безопасности участников процесса), оказались довольно шаткими.

Так, протокол осмотра места происшествия, в ходе которого были изъяты улики - в том числе бокал, на котором якобы были обнаружены отпечатки пальцев Иванькова, суд признал недопустимым доказательством. Выяснилось, что один из понятых не присутствовал на месте происшествия, а принадлежность отпечатков пальцев ранее трижды судимому Япончику следователи смогли идентифицировать лишь через 6 лет - в 1998 году, что также выглядело странным.

А свидетели (те, кто решился дать показания в суде) один за другим утверждали, что Иванькова видят впервые. Более того, некоторые из них описали убийцу как "высокого рыжеволосого мужчину с золотыми зубами", то есть как совершенно непохожего на подсудимого.

"Я вынужден уже много лет доказывать у себя на родине, что никогда не был рыжим и никогда не был высокого роста", - возмущался тогда Иваньков.

Между тем за время слушаний кулуары суда посетили многие звезды русского шансона: Слава Медяник, Александр Кальянов, Вилли Токарев. Токарев даже посвятил Иванькову песню.

По мнению аналитиков, подобный исход дела был вполне предсказуем. "Рассуждения о том, что Иванькову опасно было возвращаться в Россию, не более чем разговоры, - прокомментировал Стране.Ru вердикт присяжных глава фонда "Антимафия" Евгений Мысловский. - Чем отличается организованная преступность от просто преступности? Там все четко структурировано, там крутятся большие деньги, в-третьих, там - сила. Сила, которая плюет на закон". По словам Мысловского, российское правосудие само по себе не защищено: не работает программа защиты свидетелей, судей и присяжных. А потому все участники процесса, в отличие от своих заокеанских "коллег" так уязвимы для давления.

Иваньков же за время своего пребывания в Штатах, пусть и в тюрьме, своих связей в России не растратил. Так что у него было достаточно рычагов воздействия и на присяжных, и на свидетелей. "Разговоры о том, что Япончик слишком много знает, и его могут из-за этого убрать, тоже безосновательны, - уверен эксперт. - Ведь он представляет опасность только в том случае, если предстанет перед судом и начнет давать показания. А кто сказал, что он начнет давать показания? Ему незачем ничего выторговывать. Ему сказали: "Ты сиди и будь спокоен. В любом случае, мы тебя "отмажем". И даже те, кто от него зависят, постараются обеспечить его безопасность, чтобы в будущем "получить от него компенсацию". Иными словами, убивать знаменитого вездесущего Япончика не было смысла: он скорее полезен, чем опасен.

В итоге 18 июля 2005 года Вячеслав Иваньков в сопровождении свиты покинул здание суда "с чистой совестью". Срок, определенный ему американским судом, он отсидел от звонка до звонка. А российские правоохранительные органы, по оперативным данным которых Япончик - крупнейший лидер российского криминала, руководитель международной преступной организации, связанной с торговлей наркотиками и бесконечными вымогательствами, - не нашли ничего, что можно было бы реально инкриминировать этому человеку. Только банальная "мокруха" - да и та из-за номерка в гардеробе. Генеральная прокуратура, разумеется, будет обжаловать решение суда присяжных в Верховном суде, но вряд ли коронованный вор станет дожидаться решения вышестоящей инстанции на территории России. В бесперебойной работе своих "друзей" на Родине он имел возможность убедиться. Теперь у него найдутся "дела" и на других континентах.