Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Сергей Михайлов: «У меня нет желания заниматься бизнесом в Латвии»

Леонид Якобсон

  

(picture 1)
Разговор в кабинете Сергея Михайлова.

Из интервью министра внутренних дел ЛР:

- Одним из пунктов программы вашего визита в Израиль было обсуждение совместной борьбы с организованной преступностью, в том числе с российскими группировками…

- Да, известный нашим правоохранительным органам Сергей Михайлов, Михась, испытывает на себе пристальное внимание со стороны израильских служб безопасности. Сегодня наметился такой треугольник в деятельности определенных группировок - Россия, Латвия, Израиль. Оргпреступность использует наши страны для отмывания денег, транзита наркотиков, контрабанды оружия, торговли людьми.

Договориться об интервью с Сергеем Михайловым практически невозможно. Не жалует он представителей нашей профессии. Именно стараниями российских коллег по цеху к Сергею Анатольевичу намертво приклеилось второе имя - Михась. А также благодаря некоторым СМИ, за ним укрепился имидж лидера солнцевской преступной группировки. И все же для меня, журналиста из Латвии, он сделал исключение.

Москва. Ленинский проспект. Огромный гостиничный комплекс. Здесь на третьем этаже разместился офис предпринимателя-миллионера Сергея Михайлова. Первое, что бросается в глаза, когда охранник закрывает за тобой дверь, иконы. Их много. Блестят, переливаются золотом...

Я пришел на 20 минут раньше. Хозяина еще нет на месте. Секретарь проводит меня на кухню. Здесь тоже изумительного «пошиба», как говорят знатоки, иконы. Сотрудницы, похожие на топ-моделей, предлагают кофе. Не отказываюсь. На кухню входит внушительных габаритов мужчина. Подумалось, телохранитель, оказалось - адвокат Александр Погонченков. Говорим о Латвии. Собеседник хорошо осведомлен о том, что происходит в нашей стране. Многих знает, о многом слышал. Вскоре на кухне появляется писатель Олег Якубов. А еще через пять минут секретарь известила: “Сергей Анатольевич ждет вас”. Смотрю на часы: ровно 20.00. Точно назначенное время, секунда в секунду.

Прохожу в просторный кабинет. Вновь иконы. И на стенах, и на столе. За спинкой хозяйского кресла замечаю любопытную фотографию: г-н Михайлов рядом с Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

Знаменитый предприниматель не похож ни на Дона Кoрлеоне, ни уж тем более на Голландца Шульца. Нельзя представить его и в образе нового русского из постсоветского народного фольклора. Мне он видится похожим на этакого славянского купца: и говорит солидно, и слово держит, и силу свою знает. Брать интервью у такого человека сложно. Лишнего не скажет, да и в глазах его ничего не прочитаешь. Взгляд у него суровый, пронзительный.

Еще один штрих: в комнате для совещаний - огромный портрет президента Путина. Кстати, в российских СМИ прошла информация, что Сергей Михайлов вступил в “Единую Россию”, точнее стал членом регионального отделения партии, расположенного в Западном округе Москвы. Поговаривали, что, вступив в партию власти, предприниматель собирается выставить свою кандидатуру на выборах в Государственную думу. Но, как выяснилось, это был лишь один из многочисленных слухов, сопутствующих многогранной деятельности одного из столпов российского бизнеса.

Из досье

Михайлов Сергей Анатольевич, более известен широкой публике как Михась. 1958 года рождения, русский. С тюремным стажем, но без единой судимости. Официальное положение - руководитель благотворительного фонда “Участие”. Женат. Жена Людмила. Дочери - Александра и Вера. Проживал в Солнцеве. Причем в одном дворе с нынешним премьером России Михаилом Касьяновым. Кандидат экономических наук. Почетный полярник России. Мастер спорта по классической борьбе. С 1995 года проживал в различных городах Европы, руководя целым рядом коммерческих структур.

В 1996 году Сергея Михайлова арестовала швейцарская полиция. Его подозревали в связях с российской организованной преступностью и отмывании ее денег в Швейцарии. Спустя два года, проведенных в тюрьме “Шан-Долон”, был оправдан Женевским судом присяжных и выпущен на свободу. Этот “наезд” обошелся швейцарцам в 500 тысяч долларов, которые были выплачены российскому бизнесмену в качестве моральной компенсации.

В 2001 году удостоился самой высокой награды, какая только выдается нашей Церковью светским лицам, - ордена Русской православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского. В наградной грамоте, подписанной Патриархом Московским и Всея Руси Алексием сказано: “Во внимание к щедрой помощи и реставрации дома и подворья Пюхтицкого монастыря и поддержке храмов города Москвы...”

Двумя годами раньше Сергей Михайлов был награжден орденом Сергия Радонежского.

Последний раз посетил Латвию в январе 2001 года. Поводом для визита послужил день рождения родственника, проживающего в Юрмале. Спустя месяц Михайлову запретили въезд в нашу страну. Тогдашний глава МВД ЛР Марек Сеглиньш по этому поводу заявил, что участники солнцевского преступного сообщества скупают в Юрмале и Риге дома, а также хотят взять под контроль местный рынок алкоголя.

«Я - законопослушный гражданин своей страны»

- В вашем офисе столько икон - с чем это связано?

- Потому что я верующий человек и ревностно отношусь к православной вере. Видите, у меня и Новый Завет на столе. - Мой собеседник открывает наугад книгу, читает фрагмент Откровения от Иоанна, бережно закрывает фолиант и продолжает цитировать на память.

- Сергей Анатольевич, вы миллионер, председатель совета попечителей благотворительного фонда “Участие”. Однако министр латвийского МВД Марис Гулбис кличет вас Михасем и называет лидером солнцевской преступной группировки...

- Давайте сразу начнем с солнцевской группировки. Те должностные лица, которые выражаются обо мне как о ее лидере, мягко говоря, не компетентны. Так как компетентные люди должны знать, что признать человека виновным может только суд. Это же относится и к причастности к преступной группировке.

Как вы знаете, около пяти лет назад состоялся суд в Женеве, где спецслужбы восьми стран пытались доказать мою причастность к некой мафиозной структуре. Но суд присяжных абсолюно разбил их доводы и вынес вердикт о том, что я не состою и тем более не возглавляю никаких преступных группировок. Это и де-юре, и де-факто. Я - законопослушный гражданин своей страны. А то, что из меня ваши власти делают какое-то пугало, я связываю c антироссийскими настроениями, которые очень сильны в Латвии. Кроме того, возможно, и мои потенциальные конкуренты в вашей стране приложили к этому руку. Хотя, если честно, я не собираюсь делать коммерцию в Латвии, несмотря на то, что очень люблю вашу страну.

- Интересно, почему у вас нет коммерческих интересов там, где, кажется, открыли золотую жилу множество инвесторов из числа варягов?

- Сравнительно небольшая Латвия не представляется мне удобной территорией для ведения масштабного бизнеса.

- Или, извините, вы считаете, что у вас в Латвии имеются враги, которые будут ставить палки в колеса?

- Ни в коем случае. Конкурент и враг - это разные понятия.

- Утверждается, что ваши люди, действуя через третьих лиц, скупили десятки объектов недвижимости в Риге и в Юрмале...

- Это ложь. Никакой недвижимости в Латвии у меня нет. Разве что дача в Юрмале, и то это собственность моих родственников.

- А бизнес у ваших родственников в Латвии имеется? Говорят, что именно вы контролируете латвийскую спиртовую промышленность. В частности, вам принадлежит предприятие “Латвияс балзамс”.

- Нет, это неправда.

- Поддерживаете ли вы отношения с бывшим премьером Латвии Андрисом Шкеле?

- Нет. Господин Шкеле, как мне кажется, очень агрессивно настроен против меня. Именно во время его премьерства я стал невъездным.

Могу вас заверить, что у меня нет никакого желания заниматься бизнесом в Латвии. Я это заявляю официально. Ваши политики пытаются использовать мое имя в своих интересах. Я только хочу иногда приезжать отдыхать в вашу страну.

- Говорят, что вы давали деньги на избирательную кампанию “Народной партии”. В частности, на проведение “Новой волны”?

- Это неправда.

- В 2003 году список невъездных в Латвию пополнили Иосиф Кобзон и Владимир Жириновский. Не считаете ли вы, что российский МИД должен в ответ объявить персонами нон грата латвийских политиков и бизнесменов?

- Не берусь комментировать. Но судя по тому, как наш президент Владимир Владимирович Путин решает политические и экономические задачи внутри страны, то к этой проблеме он обязательно подойдет. Нужно только время.

Что же касается Иосифа Давидовича Кобзона, то ветер подозрительности дует из Соединенных Штатов. Сначала американцы запретили въезд ему, а потом его детям. Хотя, как известно, дети за родителей не отвечают. Полагаю, что, как и меня, Иосифа Давидовича не пустили в Латвию по указке американских спецслужб.

- По данным латвийского МВД, местный криминалитет находится под вашим контролем...

- Обращаюсь к господам, которые распространяют подобные слухи. Пожалуйста, предъявите хотя бы косвенные улики. Не говорю уж о фактах. А облить грязью можно любого. Подумайте сами, Латвия - крошечная страна, там у вас через одного полицейский или сексот, или просто стукач. Как из Москвы контролировать ваших криминалов? Это же смешно! Да, повторяю, я Латвию люблю, особенно Юрмалу, но, в отличие от моих знакомых композитора Михаила Танича, сатирика Михаила Задорнова, поэтессы Лидии Козловой, у меня теперь нет возможности регулярно пополнять бюджет этого города-курорта.

- Не собираетесь ли вы подать в суд на Мариса Гулбиса за весьма жесткие высказывания в ваш адрес?

- Учитывая высказывания в мой адрес латвийских высокопоставленных лиц, я готов пойти на открытую пресс-конференцию в Риге и ответить на все вопросы журналистов. Более того, я не прочь сесть за круглый стол с Марисом Гулбисом и главами других силовых структур Латвии. Тогда мы выложим все карты на стол, посмотрим друг другу в глаза и определим, кто же здесь мафия. Я готов на такую процедуру, чтобы не не доводить дело до суда и не вчинять иск о защите чести и достоинства от злобной клеветы моих недоброжелателей.

- Спасибо за беседу.