Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Деньги в морду

Юрий Алексеев, KOMMEPCAHT Baltic

  

(picture 1)
Виктор Калюжный.

После моей прошлой статьи, где я изложил свою беседу с послом России Калюжным, он меня вычеркнул из списков «персон грата» российского посольства. Больше не приглашает. Всех редакторов приглашает, а меня - нет. После этой статьи он меня, пожалуй, лишит российской визы. Но молчать не могу. Слушайте.

Передо мной лежат два письма, адресованных моему хорошему знакомому – рижскому бизнесмену. Красивые тисненые листы с золотым гербом. Внизу – личная подпись посла России (ручка чернильная дорогая). Первое письмо звучит так: «Уважаемый (имя, отчество), посольство России в Латвии совместно с ветеранскими и другими общественными организациями Латвии планирует провести целый ряд мероприятий, посвященных 60-й годовщине Победы над фашизмом… праздничные концерты, фейерверк, экскурсии для ветеранов, приобретение им подарков и оказание иных видов помощи. Были бы весьма признательны за посильную финансовую поддержку намечаемых акций… сообщаем расчетный счет Посольства России… С уважением, В. Калюжный».

Обычное дело. Бизнесмены, хоть сколько-нибудь известные на нашем рынке, получают письма с просьбами о «посильной финансовой помощи» уже второе десятилетие. От нескольких десятков до нескольких сотен. Во всем мире существует этикет обращения с подобными просьбами. Если письмо вообще рассматривают, то предполагается, что сумма помощи обычно – 500-1000 долларов. И она не зависит от богатства спонсора: точно такую сумму вышлет на аналогичное письмо и сам Билл Гейтс. Оно понятно: тираж такого письма достаточно велик – несколько сотен. С миру по нитке обычно собирается достаточная сумма.

Если же речь идет о более серьезном участии, этикет предписывает пригласить немногочисленных будущих спонсоров на личную встречу. Где следует подробно рассказать, куда конкретно пойдут деньги, огласить смету и т. д. Деньги счет любят. Так делают все (я сам многократно участвовал в подобных встречах как представитель прессы). Так, кстати, регулярно делает американское посольство, собирая средства на празднование Дня независимости. Но поскольку моего приятеля на личную встречу никто не приглашал и даже просто не позвонил, да и вообще, с послом не познакомил, он, не сомневаясь, переслал на счет посольства 250 латов и забыл.

А позавчера ему курьер доставил второе письмо из посольства России. Если бы я не держал в руках оригинал, не поверил бы. Звучит оно так: «Уважаемый (имя, отчество), от имени посольства России благодарю Вас за бескорыстный вклад в организацию прошедших в Риге торжественных мероприятий… Создается впечатление, что в настоящее время Вы испытываете финансовые трудности, однако хотел бы Вам сообщить, что, не смотря на это, нам удалось покрыть все финансовые расходы по проведению запланированных мероприятий и весьма достойно провести этот праздник. В связи с этим возвращаю Ваш взнос и в свою очередь хотел бы оказать Вам помощь, исходя из имеющихся возможностей… С уважением, В. Калюжный». В конверт были вложены 200 латов и почему-то 100 долларов. Вот так вот – деньги в морду. Типа, почему, сука, мелкими купюрами даешь?

Не мое это, в принципе, дело – воспитывать российских чиновников (со своими бы справиться). Но тут - заело. Если бы «новый русский дипломат» Калюжный собирал «лаве» себе на домик в окрестностях Рублевского шоссе, я бы не стал волноваться. Но тут ведь он имел честь говорить от имени наших ветеранов! Перед праздником мы по партийной «запчеловской» линии собрали 500 латов и соорудили около сотни эдаких поздравительных наборчиков ветеранам (выпить-закусить и букетик). Я сам объездил с десяток квартир наших стариков. Я видел, как убого они живут и какая радость была в их глазах, когда я вручал им подарки. Впрочем, барину Калюжному этого не понять. Он – в другом измерении. Для него взять в руки сумму меньше чем с пятью нулями – просто западло.

Рассказав о письме, мой приятель-бизнесмен добавил: помните правило Булгакова – «Никогда не заговаривайте с незнакомцами»? Вот по этому я обычно не рассматриваю денежные просьбы от незнакомых людей. Для Калюжного сделал исключение. А зря.