Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Конфликт Аврутина с Белкиным завершен?

  

Из интервью Майкла Аврутина газете "KOMMEPCAHT Baltic" (18.02.2002):

— В прессе много и противоречиво писали о вашем конфликте с бывшим замначальника Экономической полиции Михаилом Белкиным. Что там было на самом деле?

- Я дал подписку в Генеральной прокуратуре о том, что не буду разглашать никакие материалы дела. Единственное, что я могу сказать: против Белкина возбуждено дело по статьям 1432 (за повторное вымогательство в группе) и 132 (за угрозу убийства). Оно находится в прокуратуре и, по-видимому, будет рассматриваться в суде. Все то, что там есть, — это правда. Человек обладал большими возможностями. Он был большой чин в полиции. И он воспользовался этим. Сейчас он больше не работает в полиции...

— После того, как вы написали заявление в полицию, больше вам не угрожали?

— Я не имею права давать информацию.

— Не боитесь ли вы за свою жизнь? Какие меры вы предпринимаете для обеспечения своей безопасности?

— Я скажу, наверное, тривиальную вещь: кому суждено сгореть, тот не утонет. Боюсь ли я? Да, Белкин, на мой взгляд, не очень хороший человек. И способен ли он на это или нет — я не знаю. Конечно же, я опасаюсь за свою жизнь. Но чему быть — того не миновать.

— Кроме упомянутой ситуации, с тех пор, как вы в Латвии занимаетесь бизнесом, были еще какие-то попытки вымогательства, рэкета по отношению к вам?

— Нет. Я думаю, что самая большая ошибка Белкина была в том, что он не понимал, недооценил меня. Он смотрел на меня, как на какого-то американца, который приехал сюда и которого никто не защитит, никто не услышит. Такой эмигрант-полуамериканец. Как бы и не полностью американец, и не полностью житель Латвии. И поэтому он не понимал, что я всю свою сознательную жизнь, начиная с детских лет, провел здесь. Тут есть очень много людей, с которыми я дружу, которых — даже страшно подумать — я знаю уже пятьдесят лет. Миша Белкин, наверное, не подумал об этом, что есть много людей, которые встанут за меня и скажут: что же ты, негодяй, делаешь!? И еще, наверное, не понимал, что не все можно делать безнаказанно. Что есть какая-то грань, которую нельзя переступать.

Вердикт суда: полковника оправдать

Айзкраукльская сессия Земгальского окружного суда полностью оправдала бывшего замначальника экономической полиции Михаила Белкина, который обвинялся в злоупотреблении служебным положением, угрозах убийства и вымогательстве. Полковник оправдан за отсутствием состава преступления.

Последнее слово Михиал Белкин на суде говорил почти шесть часов. Жестко обличал и свидетелей, и пострадавших. Просил суд возбудить уголовные дела против многих из них. Речь полковника в отставке произвела сильное впечатление на судью: Белкин, как уже говрилось выше, полностью оправдан.

Потерпевшими в деле фигурировали два предпринимателя Анатолий Швец (в данный момент проживает в Латвии под другой фамилией) и гражданин США Михаил Аврутин.

Вендетта по-латвийски

Но закончено ли это дело? Однозначного ответа нет. Вот уже несколько лет латвийский миллионер (по данным журнала Klubs) Майкл Аврутин добивается привлечения к уголовной ответственности полковника полиции в отставке, бывшего заместителя начальника Бюро по борьбе с организованной преступностью (ББОП) и экономической полиции Михаила Белкина. В результате в уголовном деле экс-полицейского насчитывалось 16 томов…

Эта история вкратце такова. Из публикации газеты "Час" (18 января 2002 г.):

«Г-н Аврутин утверждает, что с 1995 года М. Белкин (тогда — зам. начальника Бюро по борьбе с оргпреступностью) его шантажировал. Он якобы хотел получить долю в его фирме. И кроме того, пытался через посредников вымогать деньги — суммы, как правило, превышали тысячу долларов.

Чтобы защититься, бизнесмен пошел «наверх». Обращался с жалобами к министрам внутренних дел Дайнису Турлайсу, Зиедонису Чеверсу и Мареку Сеглиньшу. А также к генеральному прокурору Янису Скрастиньшу и премьеру Андрису Шкеле. Однако, как утверждает М. Аврутин в газете «Неаткарига Рита Авизе», помощи он так и не получил. В итоге бизнесмен сделал такой печальный вывод: «Если уж я, представитель правозащитной организации США, аккредитованный в Латвии, оказался в такой абсурдной ситуации, то как же здесь обращаются с простыми предпринимателями. А также с иностранными гражданами, которые готовы вложить в Латвию большие деньги, но, к сожалению, не могут быть уверены в их сохранности» («Неаткарига» от 17.01.2000).

По словам предпринимателя, последней каплей стал вот какой факт: как-то раз, прогуливаясь по Старой Риге, г-н Аврутин случайно встретил М. Белкина. Тот подошел к нему и говорит: «Ты — труп». Терпение г-на Аврутина лопнуло, и он написал заявление в Генпрокуратуру».

И еще одна цитата из той же статьи газеты "Час":

«По словам г-на Белкина, все было совсем не так. Хотя действительно в поле зрения полиции М. Аврутин попал еще в 1995 году.

— Мы тогда занимались оперативной проверкой и небезызвестного Григи (чуть позже он, кстати, был осужден), — пояснил М. Белкин «Часу». — И вот в ходе работы мы получаем оперативную информацию: Грига якобы работает в фирме «Нелда».

Мы, естественно, захотели с г-ном Аврутиным поговорить. Но встреча, увы, не получилась. Когда наш сотрудник прибыл к нему в офис с вопросами, секретарша попросила его обождать — мол, босс сейчас освободится. Ну, тот и ждет — час, два. А потом интересуется: «Так где?» На что секретарша говорит: «Вы знаете, г-ну Аврутину пришлось срочно уехать».

Позже мы выяснили, что г-н Аврутин прямо из кабинета рванул в аэропорт и ближайшим рейсом — за рубеж... Сами понимаете, не могли мы не проверить такого замечательного человека. Ладно бы еще в Тукумс какой сбежал. А то ведь при одном нашем появлении — и сразу за море.

Далее, по словам г-на Белкина, всплыли такие факты.

Г-н Аврутин, уроженец Риги, 1947 г. р., в 1977 году был судим за хищение в особо крупных размерах и попытку дать взятку сотруднику милиции. По этому делу получил срок — 10 лет усиленного режима с конфискацией. («Мы, естественно, тут же усомнились в том, что г-н Аврутин был известным правозащитником и даже встречался с самим Сахаровым. По нашим данным, у него просто не было для этого времени, — уточнил г-н Белкин».)

Впрочем, оформляя документы для получения личного оружия, г-н Аврутин свою судимость не указал. И более того: карточка о его судимости странным образом исчезла из полицейского информационного центра. «Мы, однако, сумели получить документы из судебных архивов», — пояснил г-н Белкин. Далее оперативники проверили законность получения латвийского гражданства г-на Аврутина. Оказалось, оно совершенно незаконное. Причем г-н Аврутин тут же без всяких возражений сдал свой латвийский паспорт...

— Тут, однако, стали твориться непонятные вещи, — сообщил «Часу» М. Белкин. — Меня вызвали «наверх», материалы проверки забрали, и последовал высочайший запрет: «Аврутиным — не заниматься». — Кто именно запретил, г-н Белкин сообщить «Часу» отказался.

На вопрос «отчего эта история тогда и не закончилась?» г-н Белкин ответил так:

— Я думаю, что есть некий влиятельный человек, который обещал М. Аврутину свою защиту. Естественно, небескорыстно. Чтобы отработать полученные деньги, он рассказывает этому бизнесмену всякие сказки. И естественно, получает дополнительное вознаграждение... Учтем: М. Аврутин несколько раз обращался с жалобами на меня. Проверяли все — и Полиция безопасности, и Бюро по защите Сатверсме, но жалобы не подтвердились.

И к вопросу о трупе. «Действительно, в августе 1999 года, прогуливаясь по Старой Риге, я видел М. Аврутина, который шел с молодой женщиной. Он обратился ко мне. Но я ушел от разговора. При этом рядом с нами находились два сотрудника полиции в форме. Они уже подтвердили: к ним никто не обращался по поводу угроз... Я думаю, в данном случае мы имеем дело с «синдромом Эдмона Сафры». Не так давно этот бизнесмен умер от страха за свою жизнь. Как известно, его застращал охранник».

О Белкине-Релкине

Итак, по версии обвинения, Белкин использовал в корыстных целях созданную полицией для прикрытия оперативной деятельности подставную фирму, через счета которой проводил полученные от предпринимателей путем вымогательства деньги. Фирма-прикрытие зарегистрирована в России. В письме, направленном в СМИ Латвии, пострадавший от действий Белкина президент американского предприятия A.J.P. of North America Inc. Аврутин заявил, что располагает документами, свидетельствующими о незаконных действиях чиновника МВД. Пострадавший утверждал, что Белкин заставлял его перечислить "внушительную сумму" денег на счет зарегистрированной в России фирмы "Маврика", поясняя, что эта фирма создана "для оперативных целей", и в Латвии "он вообще ничего не боится", потому что является полицейским высокого ранга.

Отказавшийся перечислить деньги, Аврутин позднее выяснил, что эта фирма зарегистрирована по домашнему адресу и с использованием паспортных данных Белкина, но на фамилию Релкин. Аврутин допускает, что фирма использовалась не только "для работы" с ним, так как Белкин сказал, что у него таких компаний "полно в каждом районе Риги". Аврутин утверждает, что располагает подписанным Белкиным письмом, в котором фининспекция Латвии извещается о том, что фирма "Маврика" создана для служебных целей криминальной полиции, и поэтому никаких отчетов о своей деятельности она предоставлять не будет. Аврутин также заявил, что Белкин путем вымогательства получил от него "много тысяч долларов" и 25% прибыли фирмы Nelda. На эти деньги Белкин купил жене автомашину Chrysler Neon стоимостью 20 000 долларов, оформленную как гуманитарная помощь его отцу, утверждает Аврутин.

Он очень богат

В интервью газете "Бизнес & Балтии" Аврутин утверждал, что платил Белкину не только он. И назвал полковника главным коррупционером и самым богатым человеком в Латвии. Бизнесмен сказал, что лично знает десятки людей, которые платили полицейскому, и считает, что ежемесячные суммы выплат составляли десятки тысяч латов.

Еще один фигурант

...20 октября 1994 года в квартиру Анатолия Швеца на Курземском проспекте пожаловали одетые в гражданское люди с автоматами. Через глазок они предъявили какое-то удостоверение и заявили: "Мы из Криминальной полиции, приехали ради вашей безопасности, оградить от нападений". Но у Швеца не было сведений, что кто-либо собирается на него нападать. Жена не пустила непрошеных гостей. В ответ раздалась нецензурная брань и обещание привезти лом, чтобы взломать двери… Швец успел записать номер автомашины гостей — 2663 ЛЕГ. Латвийская Криминальная полиция на машине с ленинградским номером? Но именно в Ленинграде обретался Леонид Тихомиров (В сентябре 1994-го знакомый, Николай Кравчук, одолжил у Швеца до конца года крупную сумму под расписку, гарантировав ее домом в товариществе "Либери". Дом был записан на тещу, но фактически принадлежал Кравчуку. К концу срока Швец обратился в фирму, занимавшуюся выдачей кредитов под залог, чтобы получить консультацию насчет оформления дома в случае невозвращения долга. И тут начались странности. Швецу сказали, что проверят, не заложена ли недвижимость. А через некоторое время показали еще одну расписку, напечатанную на компьютере, с подписью без расшифровки. В расписке говорилось, что некая фирма, гендиректором которой является все тот же Кравчук, берет в долг деньги у Леонида Тихомирова под залог имущества фирмы, и этим имуществом указывался дом в "Либери")...

Вместо лома автоматчики привезли стандартную повестку в полицию. Правда, без подписи и печати, но с номером телефона. Когда Швец позвонил по нему, его соединили с Михаилом Белкиным. Так началось их знакомство.

Как рассказывает Швец, при встрече Белкин снял куртку, открыв висевший на поясе пистолет. После чего сообщил, что ему известно о расписке Кравчука и что Швец должен отдать ее ему. Он заявил также, что есть другая расписка Кравчука — о том, что тот одолжил деньги у Леонида Тихомирова (по сведениям Швеца — хорошего знакомого Белкина). Белкин готов отдать ее для уничтожения, но — за 20 тыс. USD. И тогда дом в "Либери" можно уже переоформлять на Швеца. Швец отказался. Позже он узнал, что был уже выписан ордер на его арест. Заявление в прокуратуру занимает 32 страницы рукописного текста. В нем подробно, с указанием дат и имен, описывается, под какой тяжелый пресс попал заявитель. Две недели он не покидал квартиры: к дому приезжали неизвестные молодые люди, кто-то звонил по телефону, требуя выйти для разговора. Швец писал в МВД, просил охрану.Опасаясь за свою жизнь, он тайком пробрался на чердак, сбежал из квартиры через другой подъезд и долго жил в другом месте.

О вымогательстве Белкина он неоднократно писал в МВД, но все его письма чудесным образом терялись. Ему удалось лично встретиться с бывшими министрами внутренних дел Турлайсом и Чеверсом. Безрезультатно. Все это продолжалось несколько лет. В мае 1996 года, после серии жалоб в прокуратуру, Швец попал к прокурору Страутниексу. Прокурор вызвал Белкина, и тот сказал, что видит Швеца впервые…

По-настоящему Швец испугался за свою жизнь 11 января 1997 года, когда в его подъезде прозвучал взрыв. Там жил и "харитоновец" Валерий Берлин, и полиция отнесла взрыв на его счет. Но Швеца это не успокоило: они с Берлиным внешне чем-то похожи, к тому же последний обычно возвращался домой совсем в другое время. И еще одно странное событие: в автомобильной катастрофе погиб человек, строивший "дом раздора", хорошо знавший его историю и имевший на руках все документы. Его машина врезалась в дерево и загорелась.

И Швец предпочел уехать из Латвии. Вернулся, когда ему сообщили, что Белкин уже не работает в полиции...

Швец обращается в "Час"

В феврале 2002 года в газету "Час" обратился предприниматель Анатолий Швец с жалобой на работу правоохранительных органов. Он представил копии своих заявлений в Генпрокуратуру, Госбюро по правам человека, две комиссии Сейма и канцелярию президента ЛР.

Согласно заявлениям Швеца, в 1994 году Белкин якобы вымогал у него деньги.

- Когда я узнал, что против Михаила Белкина в Латвии возбудили уголовное дело, то решил больше не скрываться в Австралии, куда уехал, боясь расправы со стороны высокопоставленного полицейского, - рассказывает Анатолий Швец газете "Час". - Вот и вернулся в Латвию. Первое заявление в Генпрокуратуру написал еще 22 октября 2001 года. А результат - ноль.

Суть дела, рассказанного Анатолием Швецем "Часу", такова: в 1994 году он одолжил денег племяннику бывшего президента Украины Леонида Кравчука - Николаю Кравчуку. А в залог долга Николай дал дом тещи, проживавшей в Риге. Но потом деньги не вернул. И г-н Швец захотел дом продать и таким образом вернуть свои деньги.

Согласно его версии, тут на сцене и возник Михаил Белкин. К Анатолию Швецу на квартиру пришли автоматчики, которые передали ему повестку в кабинет Белкина. И в кабинете Белкин будто бы предложил ему решить его денежные проблемы за 20 тысяч американских долларов. Впрочем, свидетелей и доказательств содержания состоявшегося с Белкиным разговора у Швеца нет.

Швец рассказал "Часу", что по жалобе его вызвали в полицию безопасности, и прямо на проходной следователь Савельев предъявил две фотокарточки людей, в которых ему было предложено опознать приезжавших к нему домой автоматчиков. Швец ни того ни другого человека не узнал. По его мнению, некорректно и просто непрофессионально было проводить опознание прямо на проходной.

«Почему все прикрывают «почетного» гражданина Латвии господина Михаила Белкина? - вопрошает Анатолий Швец в своем заявлении в Генпрокуратуру. И продолжает: - Сейчас я уверен, что все ему сойдет с рук».

Из досье

Майкл Аврутин родился 10 сентября 1947 года в Риге, женат, имеет четверых детей. Работать начал с 14 лет - был токарем, монтажником, строительным рабочим. Окончил Латвийский государственный университет.

Работал в торговле, занимал должность директора крупного торгового центра. В 1977 году был осужден на 10 лет за хищение государственного имущества в особо крупных размерах. В 1985 — освобожден досрочно. Спустя шесть лет эмигрировал в США. В 1991 — посетив Ригу в качестве туриста, решил организовать в городе сеть магазинов. В том же году создал торговую сеть Nelda (официально ее владельцем ныне является оффшорная фирма Lakemark Holding Limited. В 1997 — разделил компанию на две части и отошел от оперативного управления торговлей, при этом сохранив статус консультанта, определяющего генеральную стратегию компании.

Майкл Аврутин - президент представительства американской компании недвижимости A.F.P. of North America, директор Балтийско-Американского бюро международной организации по защите прав человека Union of Councils.

Появляется только на презентациях сети магазинов Nelda и закрытых вечерах в ресторане Caviar Club в собственном отеле. Живет в многоквартирном элитном доме в Дубулты, неизменно ходит в сопровождении трех плечистых охранников. Иногда инкогнито посещает вместе с женой обычные дискотеки в ничем не примечательных клубах.

Михаил Белкин родился в 1956 году. В Главном управлении полиции Риги возглавлял 6-й отдел, занимал посты замначальника Бюро по борьбе с оргпреступностью (1990 - 1997 гг.) и замначальника экономической полиции (1998 - 1999 гг.).

В 1996 году Белкин получил гражданство ЛР «за особые заслуги». А в декабре 1997 года звание - полковника.

Уволился из органов Белкин в 1999 году. С тех пор занимается бизнесом.

Громкие раскрытия Белкина: дело бригады Ахметова, вымогательство у президента АО «Алдарис», кража трех миллионов в «Унибанке», заказное убийство антиквара в Межциемсе и т. д.

Как отмечает "ЧАС", особое место в послужном списке Белкина занимает дело Великолукской бригады (дело Григи). Грига был арестован 5 января 1995 года, причем в ходе следствия представился как сотрудник бизнесмена Аврутина. После этого и началась вендетта. Но жалобы Аврутина не подтверждались. Хотя проверяли все - даже Бюро по защите Сатверсме, и в заключение - комиссия по безопасности Сейма под руководством Андрейса Пантелеевса.