Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Просто не надо врать...

Павел Кононов

  

Разные латвийские методики в изучении правдивости/лживости частных и должностных лиц.

За пять лет существования полиграфической экспертизы в Латвии проверено около двухсот человек. Многие фигуранты громких уголовных дел прошли через детектор лжи. В том числе, Андрис Шкеле!

Тело в дело

Эксперт Улдис Микелсонс и юридический психолог Вероника Семенкова давно работают в команде. Стреляющая глазами длинноволосая симпатичная девушка с прозрачным камнем в верхнем зубе и одетый в черное, не расстающийся с пистолетом стрелок-эксперт играют в игру в «доброго» и «злого» полицейских. От их слаженности зависит многое, ибо полиграф – всего лишь набор микросхем, проводов и программ. Сам по себе, без последовательской системы тестовых вопросов и психологических этюдов, полиграф - это лишь гора железа. Расшифровка ломаных линий, обозначающих реакцию субьекта на ответ, занимает на порядок больше времени, чем сами тесты. Это выглядит так.

- Садитесь на стул. Дайте левую руку, растопырьте пальцы, - эксперт налепил на указательный и безымянный пальцы руки датчики, замеряющие кожно-гальваническую реакцию.

Электрическое сопротивление кожи, оказывается, при вранье резко падает. Вот почему у большинства лжецов влажные и холодные ладони? Впрочем, та же картина у сердечников. Еще несколько датчиков: на бицепс - фиксирующий кровяное давление и пульс. Две ленты на живот и грудь – на изменения в дыхания. Плюс сейсмограф, который фиксирует, в частности, тремор пальцев и в коленках. Итак, лжец дрожит, у него учащенное сердцебиение и потные ладошки. Еще деталь – полиграф считывает время реакции на вопрос. Если тестируемый на серьезные вопросы отвечает с замедлением, это тоже, возможно, факт: ему есть что скрывать.

В принципе, этот аппарат сейчас можно купить через интернет-магазин – американский лай-детектор «Лафайет» и российский «Барьер-14» стоят порядка двух-трех тысяч долларов перечислением. Подсчитано – вербальная (словесная) информация доносит до собеседника только 15 % информации, а модуляция голоса, мимика, жестикуляция и т.п. – 85 процентов. Явные невербальные признаки лжи: бегающие зрачки, переплетенные руки и ноги, капли пота на лбу, могут сообщить полицейской намного больше, чем часовой монолог, построенный по канонам цицероновской риторики.

- Вы не представляете, как часто наше тело нас предает. Перед экспертизой, чтобы понять, с кем предстоит работать, мы проводим обязательное интервью, минимум на полчаса. Анализируя уголовное дело, предполагаемые мотивации преступления и личность подозреваемого, даже фотографию в деле, я уже вижу, что человек мог совершить, его привычки и пороки, что у него спросить. Если он отсидел восемь ходок, его тоже можно легко поймать. Говорит, что увлекается спортом, например, каратэ – я перехожу на тему, например, рижских бойцовских клубов или на обсуждение пути Масутатсу Ояма, - очаровательно улыбается Вероника. Ей сразу видно: ты или врешь, или ты честен.

Над пропастью во лжи

Вопросы, на которые ответы известны и очевидны: саксофонисту – о тонкостях игре на саксе, ребенку – о маме и папе, коммерсанту – о договорах и продажах, крестьянину – о надоях и урожаях, а вору – где и когда чалился. Вопрос на засыпку: «это вы убили этого конкретного N.?» «Вы выбросили пистолет (топор, утюг, вилы, грабли) в реку?» -- чередуются с мирными вопросиками а-ля «вы хотели бы сейчас увидеть свою жену?». Нужно, чтобы клиенту игра нравилась. На короткие вопросы тестируемый должен быстро выдать односложные и четкие ответы. Да, нет. Все быстро, как в пинг-понге. Вот, например, бухгалтер имярек, назовем его Геннадий Б., любящий муж и отец двух детей, подозреваемый в махинациях на собственной фирме. Декларированные хобби – баня и горные лыжи.

Вы любите своих детей? («Да», правдив)

Ходите в баню раз в неделю? («Да», правдив)

Проводите уик-энд с семьей? («Да», правдив)

Катались на лыжах зимой в Карловых Варах? («Да», правдив)

Были там с деловыми партнерами из конкурирующей фирмы? («Нет», лжет)

Любите вашу работу? («Да», правдив)

Боитесь увольнения? («Да», взволнован)

На этой работе вы серьезно обманывали руководство фирмы? («Нет», волнуется все сильней)

Вступали в сговор с целью наживы за счет разницы в цене? («Нет», руки начинают потеть)

Делили комиссионные между собой и заказчиком? («Нет»,пульс учащенный, дыхание прерывистое, предполагается присвоение в больших размерах в недавнем прошлом).

Имели когда-нибудь взаимовыгодные отношения с криминалом? («Нет», визуально заметно, что его лицо бледнее).

Подделывали бухгалтерские документы? («Нет», лжет, давление крови 170/140, как при гипертоническом кризе).

Совершали ли вы поступки, которые могут нанести ущерб работодателю, такие, как подделка финансовых документов? («Нет», близок к истерике).

Примерно так все и происходит. Все с горемыкой ясно, в принципе, он спекся. В суд его, а горные лыжи конфисковать в счет погашения убытков. На полицейском lie-детекторе примерно так (экспертиза с заключением в виде распечатки стоит всего около ста латов «с головы») порой руководители компания проверяют своих подчиненных. Однако, по словам Улдиса Микелсонса, если нет уголовного дела, то тесты на этом полицейском оборудовании – дело добровольное. Иначе это нарушение Сатверсме.

- Задача эксперта – не уличение преступника, а только объективная констатация правдивости/неправдивости субъекта.

Детекция не возможна в случаях хронических наркоманий, при серьезных болезнях психики и органических нарушениях деятельности мозга и нервной системы. Алкоголик, наркоман со стажем не смогут адекватно реагировать на град вопросов. В ЛР на учете в клиниках состоит больше 50 тысяч душевнобольных (в среднем каждый 46-й гражданин!) шизофренией, маниакальными психозами и другими расстройствами психики – и увы, следователи не всегда отфильтровывают их от здоровых, посылая на проверку детектором лжи. Иной гражданин может городить, что он Господь Бог, и честный лай-детектор покажет: это – так.

- Нигде в мире ни один эксперт не даст стопроцентно достоверного заключения. При ДНК-экспертизе максимум -- 99, 99 %, психиатрическая экспертиза дает заключение с вероятностью примерно в 50 %, а полиграф, как принято считать - 95 % уверенности, - говорит Улдис Микелсонс.

Вывод, сделанный на основе расшифровки полиграф, латвийскими судами признается как одна из улик, в совокупности с другими доказательствами. Конечное слово за судьями. А если экспертизу заказывали коммерческие структуры, то от вердикта Улдиса и Вероники значит большее: продолжать ли работать топ-менеджеру компании? или быть уволенным за получение откатов, шпионаж на конкурентов, а также за использование в разнообразных неслужебных целях секретарши босса?

- Некоторые его боятся, другие вообще в него не верят. Некоторые осознанно стараются обмануть – чтобы сказать потом знакомым: раз плюнуть сделать этот аппарат. Нельзя его сделать, нель-зя! – улыбается добрый полицейский. Кстати, на этом же 14-дюймовом ноутбуке с вышеуказанными датчиками проходили проверку и фигуранты «педофилгейта» в латвийском истеблишменте – те люди из кабинета министров Шкеле, который был вынужден уйти в отставку.

Вместо P.S.

Шкелевский министр юстиции Валдис Биркавс, шкелевский шеф Агентства приватизации (для многих своих ликвидируемая АП, разумеется, была очень сладкой организацией) Андрей Сончикс, ну и сам Шкеле. И что же? Завалили их с точностью до 95 % градом перекрестных вопросов добрый и злой эксперты? Нет, конечно. В случае членов КМ козырный вопрос был поставлен по-джентльменски корректно – «знаком ли вам (прозвучали имя и фамилия Того Самого Мальчика-Гея, что свалил КМ Шкеле, и который вскоре уехал на ПМЖ в Москву) юноша»? Друзья-господа сказали, что нет. И все. Детектор показал – г-да Шкеле, Биркавс и Сончикс искренне. Всем спасибо, все свободны.

Неважно, что они могли не знать его по фамилии, зная гадкого ребенка лишь на ощупь В данном случае НЕ БЫЛА проведена проверка оных господ на их приватные тайны, филии, наклонности и пороки. Потому что... Сатверсме... privacy… много чего... да и нельзя полиграф обмануть, нель-зя!!!

Концепция рисков Пола Гриффина

Десятая часть белой популяции – «святоши»: не воруют, не обманывают, и вряд ли когда-либо пойдут на компрометацию своих чести и достоинства. Еще 10 % -- лгуны, старающиеся использовать любую возможность обмануть и украсть, а если ее нет, они талантливо создают условия для воровства и лжи в целях личного обогащения и для личного продвижения по властной вертикали. Из них всего 0,001 % готовы пойти на все для достижения цели. Остальные 80 % населения могут и впасть в искушение при стечении определенных обстоятельств, но они скорее честны и законопослушны, нежели нет.