Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Виктор Калюжный – «Латыш года»?

Андрей ИВАНОВ

  

(picture 1)
Виктор Калюжный. Фото www.compromat.ru.

Виктор Калюжный всегда успешно действовал именно на латвийском направлении. Благодаря его упорному труду на посту руководителя российского Минтопэнерго транзит нефти через Вентспилс ежегодно рос на 15 процентов, а доля доходов от транспортировки «черного золота» в бюджете Латвии выросла с 25 до 32 процентов. В рижской прессе даже неоднократно появлялась информация то о предоставлении г-ну Калюжному ордена Трех звезд, то о предоставлении политического убежища в случае смены власти. А благодарный россиянин дабы не остаться в долгу даже замыслил построить дополнительный нефтепровод в Латвию от Великих Лук. В случае реализации затеи латвийский бюджет смог бы состоять уже наполовину из доходов от российского транзита, а Калюжный наверняка получил бы звание «Латыш года». Однако времена изменились…

Еще пару лет назад Вентспилс был безоговорочным лидером среди портов Балтики. Но уже несколько лет портовой город живет в условиях нефтяной блокады. Бюджет республики выручают лишь высокие цены на нефть, которые делают рентабельной транспортировку «черного золота» по железной дороге.

России неоднократно предлагали приобрести АО Ventspils Nafta (VN). В середине августа 2004 года стало известно, что российской государственной компании «Транснефть» отдавали контрольный пакет акций при условии гарантированной прокачки нефти в порт. Но это, казалось бы, выгодное предложение осталось без ответа. Россияне придерживались концепции, ясно изложенной Проектным комитетом (Никита Иванов, Модест Колеров, Глеб Павловский). «Сиюминутные выгоды, если они противоречат долгосрочным национальным интересам России в Прибалтике, должны быть осуждены и отвергнуты», - говорится в аналитической заметке Проектного комитета.

Государственная компания «Транснефть» предприняла совершенно законные шаги по оптимизации транзитных потоков российской нефти таким образом, чтобы неконтролируемый российским капиталом вентспилский порт были задействован в транзите в последнюю очередь. В ответ Латвия предприняла беспрецедентные попытки политического давления на Кремль. Однако апелляции к президенту США, Европейскому союзу, угрозы воспрепятствовать вступлению России в ВТО не привели к желаемому результату.

У Кремля к официальной Риге имеются существенные претензии. В Латвии на высоком политическом уровне реабилитируются «ветераны СС», осуждены ветераны антигитлеровской коалиции, проведена антирусская школьная реформа, продолжается политическая поддержка чеченских террористов (столичная улица Джохара Дудаева не была переименована даже после «Норд-Оста»). Апофеозом стало заявление Вайры Вике-Фрейберги. Говоря о праздновании Дня Победы, она сказала буквально следующее: «Конечно, мы не переубедим, не изменим, сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию». При этом слова «водка», «частушки» и «вобла» она произнесла по-русски.

Тем не менее, латвийские власти требуют от Москвы сохранения своей транзитной монополии. И, похоже, начинают добиваться успехов на этом пути. «Сейчас проблема русскоязычного населения остается, но она перестает быть тем самым камнем на пути к развитию наших отношений. Да, принципиальное решение этой проблемы абсолютно необходимо, да, мы не снимаем ее с повестки дня. Но давайте двигаться вперед, давайте сначала создадим позитивный капитал, который нам будет жалко терять», - заявил в середине февраля этого года член Совета по внешней и оборонной политике РФ Сергей Ознобищев. А в начале марта посол России в Латвии Виктор Калюжный отправился в Москву, где, видимо, доложил о своих успехах на вентспилсском направлении высшему руководству страны. По данным наших источников, интерес к незамерзающему латвийскому порту проявляет одна из близких к Владимиру Путину экономических группировок - цены на нефть сейчас высоки как никогда.

И вот первые результаты. Как сообщила газета Телеграф, латвийская компания Ventbunkers заключила с российской компанией Славнефть крупную сделку. Через вентспилсский терминал российская компания в этом году будет ежемесячно перегружать около 80 тыс. тонн мазута (около 1 млн. тонн в год).

Между тем, как уже отмечалось выше, латвийско-российские отношения накануне празднования 60-летия Победы хорошими не назовешь, но, по мнению некоторых политологов, успешно сработал министр сообщений Айнар Шлесерс со своей Первой латвийской партией. В частности, упоминается, что после скорого возобновления вентспилского транзита российские инвесторы, связанные с секретарем Совета Безопасности России Игорем Ивановым, приобретут контрольный пакет Ventspils nafta. В этом контексте допускается и то, что подписание пограничного договора между Россией и Латвией состоится еще до 9 мая 2005 года.

Удивляться этому обстоятельству особо не приходится. Достаточно ознакомиться с тем, как описывает редактор Коммерсант Baltic Daily Юрий Алексеев прием в российском посольстве по случаю православного Рождества (приводим с незначительными сокращениями):

- Когда вечеринка уже клонилась к закату и слегка ошалевшие официанты вносили в зал вторую перемену блюд (в виде трех ящиков водки), я подошел к послу России г-ну Калюжному засвидетельствовать свое почтение. В момент моего представления рядом оказался депутат Сейма Коля Кабанов, который добавил: "Кстати, Юрий Алексеев - кандидат в депутаты Рижской думы от нашей партии ЗаПЧЕЛ". За свою журналистскую жизнь я общался как минимум с пятьюдесятью послами, в том числе и четырьмя российскими. Повидал всякого, но… "А-а-а, - сказал посол, - "пчелы" (Пчелами в Латвии называют членов политического объединения За права человека в единой Латвии - ЗаПЧЕЛ)! "Пчел" не люблю!"

Далее последовал обстоятельный рассказ, как посол Калюжный приходил в гости к "пчелам", а "пчелы" приняли его не как представителя великой страны, а как какого-то попугая. Наговорили ему всяких колкостей, а лидер "пчел" Татьяна Жданок (депутат Европейского парламента – Авт.) даже не нанесла ему ответный визит.

В той беседе Виктор Калюжный поделился с редактором газеты Коммерсант Baltic Daily Юрием Алексеевым следующими тезисами российской политики в отношении соотечественников:

1) Русские партии в Латвии - полный отстой, еще хуже Явлинского в России.

2) Борьба с реформой образования - демагогия и спекуляция. Учите латышский язык!

3) Вы, русские, должны не бороться, а идти во власть и получать министерские портфели ("У вас есть хоть один русский министр? Нету? То-то! Вот когда будет, тогда Россия будет с ним говорить".)

4) Он, посол Калюжный, не болтун какой-то. Он всю жизнь торговал нефтью. (Он торговал нефтью на Каспии, он торговал еще где-то там…) И сюда тоже приехал за этим.

5) То, что Россия, заключая договор с Евросоюзом, не возражала, когда Латвия вычеркнула из него пункты о защите русских (за что послу и предъявили претензии "пчелы"), то это, конечно, нехорошо получилось. Но в российском МИДе сейчас на первом плане - экономические интересы. Пока нефть в цене - не до меньшинств.

Да, тут уж не до дипломатии. Кремль охотно скрепляет нефтью сотрудничество с лояльной к России Первой латвийской партией. Ведь благодаря, в том числе, ее лидеру Айнару Шлесерсу главная задача приобретение контроля над латвийским нефтетранзитным комплексом уже практически выполнена. А значит можно отказываться и от бойкота. Как в таком случае не протянуть руку дружбы – можно даже плевки в лицо за дождь принять?

А между тем, Кремль запросто мог оказать экономическое давление на латвийские власти. Помимо блокады транзита сырой нефти по трубопроводу в Вентспилс рычагов для этого предостаточно. Общеизвестно, что альтернатив российскому газу Латвия не имеет, а энергосистема Прибалтики технически остается частью ЕЭС СССР, в которой ЛР является получателем электроэнергии из России.

Еще один любопытный факт. В Прибалтике Виктор Калюжный прослыл антисемитом. Председатель Совета еврейских общин Латвии Аркадий Сухаренко и раввин рижской синагоги Мордехай Глазман даже выступили со специальными заявлениями. «О том, что руководство Красной армии состояло почти только из евреев, - узнал только от г-на Калюжного. Из его слов выходит, что в бедах русских виноваты «нерусские»» - возмущается Мордехай Глазман.

Правда, негативных материалов о Калюжном в латвийской печати появляется не столь уж много. Объяснение данному обстоятельству я нашел в российских СМИ. Журнал «Профиль» пишет, если раньше после выхода негативных публикаций Калюжный звонил в редакции, ругался и грозил страшными карами, то теперь его стиль общения с неугодными журналистами изменился. После неприятных публикаций о себе он приезжает в редакцию, встречается с главным редактором и, не выказывая своего недовольства случившимся, пытается договориться о более лояльных публикациях в будущем.

В публикации использованы cледующие источники: Кремль.org, Росбалт, REGNUM, LETA, Коммерсант Baltic Daily, а также собственная информация.