Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

"Бальзам" на раны

Владимир Вигман, заместитель главного редактора газеты "Телеграф" (Рига) - специально для "Московских новостей"

  

Над Латвией снова замаячила "рука Москвы". Сперва премьер-министр Айгар Калвитис объявил, что Россия покушается на экономическую независимость Латвии, скупая в подведомственной ему стране предприятия. А буквально на днях потребовал разобраться с латвийскими банками, работающими с недобросовестными клиентами с Востока. Калвитис даже поручил спецслужбам заняться изучением источников инвестиций из-за рубежа. Имеют ли опасения латвийского премьера под собой реальную почву?

От газа до водки

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить представление, в какой мере российские инвесторы представлены в экономике Латвии.

Наиболее весомо участие российского бизнеса в газовом секторе, а точнее - в капитале латвийского газового монополиста АО Latvijas gaze. Его основные акционеры - "Газпром", а также "дочка" хорошо знакомой россиянам "Итеры" Itera Latvija и Ruhrgas Energie Beteiligungs AG. Этим российским структурам, по данным Латвийского центрального депозитария, принадлежат в сумме 50 процентов акций Latvijas gaze.

Для россиян это может оказаться сюрпризом, но во многих странах мира пьют водку "Московскую" и "Столичную" из... Латвии. Эти марки производит АО Latvijas balzams, главный акционер которого (87,98 проц. акций) S.P.I. Distilleries.B.V., входящий в S.P.I. Group известного российского бизнесмена Юрия Шефлера. Совсем недавно Шефлер подписал контракт со второй по обороту алкогольной компанией мира Allied Domecq. Британский гигант, уже распространяющий "Столичную" латвийского розлива в США, Канаде, Мексике и Скандинавии, взял на себя ее продажу и в странах Евросоюза, Африки, Азии и Латинской Америки.

Фигура Шефлера в Латвии окружена неким ореолом слухов. В частности, о нем говорят, как о едва ли не самом крупном налогоплательщике страны, охрану которого в связи с этим обеспечивают чуть ли не на государственном уровне. На самом деле в списке крупнейших налогоплательщиков страны за прошлый год Latvijas balzams занимает шестое место. Ну а частные охранные структуры этого предприятия, по мнению специалистов, гораздо более надежны, чем государственные. К тому же появляется Шефлер в Риге не так уж часто: на публичных мероприятиях в последний раз он был замечен минувшим летом на эстрадном конкурсе "Новая волна" в Юрмале.

Интерес к Латвии проявляет и мэрия Москвы. С визитом в Риге побывал Юрий Лужков, по его инициативе здесь возведен Дом Москвы. Разговор шел и об инвестициях в латвийские предприятия. К концу 2005 года латвийское АО Ferrus и московский ЗИЛ планируют завершить строительство предприятия по комплектации грузовиков в Елгаве. Есть в Латвии и дочерняя структура "Банка Москвы" - Latvijas Biznesa banka.

Это не единственный банк в Латвии, владельцы которого россияне. Latvijas Tirdzniecibas banka, например, принадлежит МДМ-банку, а Baltic Trust bank - частной компании, хозяевами которой значатся миллиардер Олег Бойко и губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. А череповецкое предприятие "Северсталь" совместно с латвийской компанией Severstallat открыло в Риге крупнейший в странах Балтии центр по торговле металлопрокатом. Severstallat совладелец Рижского вагоностроительного завода. Он уже модернизирует для Москвы трамвайные вагоны: весь объем заказа превышает 100 единиц.

От Березовского до Алсу

Особая тема транзит нефти через латвийские порты. Еще несколько лет назад нефть исправно текла в Вентспилс по трубе компании LatRosTrans, принадлежащей компании Ventspils nafta и российскому "Транснефтепродукту". Однако после пуска в строй "Балтийской трубопроводной системы" и нефтетерминала в Приморске поток на Вентспилс пересох.

Недавно один из совладельцев Ventspils nafta Олег Степанов заявил, что ведет переговоры о продаже вентспилсского нефтетранзитного комплекса российской компании "Северстальтранс". Кроме того, при участии российских компаний на территории Вентспилсского порта сейчас идет работа над строительством двух крупных терминалов.

Еще одна отрасль, о которой можно говорить в связи с россиянами, - латвийская недвижимость. Существенный рост цен на этом рынке, связанный со вступлением Латвии в ЕС, сделал его привлекательным для вложения свободных средств. Дома, квартиры, землю в Риге, Юрмале, других регионах страны покупают российские бизнесмены, деятели шоу-бизнеса и культуры.

Как о значительном проекте можно говорить о строительстве российским концерном "Декра" жилых многоэтажек в одном из микрорайонов Риги. Активность на этом направлении проявляли отец и брат певицы Алсу - Ралиф и Марат Сафины. В Риге им принадлежит здание с офисами класса А Vаldemara Centrs. Принимали они участие и в возведении вблизи трассы Рига - Юрмала жилого городка, в который АО Saliena Real планировало инвестировать сотни миллионов долларов. Надо сказать, что Сафины в Риге ведут себя так тихо, что их никто не видит и не слышит, по крайней мере на уровне публичных мероприятий. А в ноябре 2004 года Сафины вышли из состава совета АО Saliena Real, сама же компания была продана группе голландских инвесторов Quispel Kennel Dordrecht BV.

Особая история - слухи о появлении на латвийском рынке Бориса Березовского. Они поползли после того, как обосновавшийся в Лондоне олигарх открыл в Риге представительство своего благотворительного Фонда гражданских свобод, оказывающего помощь местным русским культурным, просветительским и общественным организациям. Объем этой поддержки весьма незначителен. Что же касается бизнеса, то ни в одной стратегически важной области латвийской экономики, ни в одном крупном проекте реального присутствия Березовского и связанных с ним компаний не замечено.

Игра на противоречиях

В целом, по последним данным Банка Латвии, накопленные прямые инвестиции российских компаний и предпринимателей в экономику Латвии исчислялись 152,9 млн. латов (около 288 млн. долларов). Много это или мало?

Для сравнения возьмем этот показатель у других стран с существенными вложениями: Германия - 323,7 млн. латов, Швеция - 250,8 млн., Голландия - 187,7 млн., Дания - 186, 7 млн., Финляндия - 177,2 млн., Эстония - 168,1 млн., США - 151,5 млн. Общая же сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Латвии - 2,2 млрд. латов. Таким образом, доля России составляла около 7 процентов, и она занимала лишь седьмое место в списке стран-инвесторов.

Конечно, официальные цифры не до конца иллюстрируют степень присутствия россиян в экономике Латвии. Однако беспокойство премьера Айгара Калвитиса за экономическую безопасность страны из-за экспансии русского бизнеса выглядит явно преувеличенным. Заявление главы правительства тем более странно, если вспомнить, что некоторые крупные предприятия Латвии стали собственностью российских компаний не без участия бывшего лидера возглавляемой им "Народной партии" и ее серого кардинала Андриса Шкеле. Так, именно он сперва приватизировал завод Latvijas balzams, а затем продал его Юрию Шефлеру. А в бытность самого Шкеле премьер-министром советником у него работал глава газовой компании Itera Latvija Юрис Савицкис, который не скрывал, что поддерживает "Народную партию"...

Так что сенсационное выступление Айгара Калвитиса, скорее всего, продиктовано иными соображениями. Вероятнее всего, латвийский премьер таким образом пытается извлечь выгоду из противоречий между группами акционеров вентспилсского нефтетранзитного комплекса, возглавляемых Олегом Степановым, который ведет переговоры с "Северстальтрансом", и мэром Вентспилса Айваром Лембергсом, который категорически против этого. Инициатива Калвитиса позволяет ему убить сразу трех зайцев: создает негативную среду для возможных покупателей вентспилсского комплекса, демонстрирует готовность следовать рекомендациям США усилить борьбу с отмыванием восточных денег, а заодно дает возможность получить политические дивиденды накануне муниципальных выборов 12 марта. Ведь популистский лозунг "Не дадим продать родину!" наверняка найдет отклик в сердцах национального электората "Народной партии".

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вайра-Вике-Фрейберга, президент Латвии: Россия в последнее время к нам уже и без того не проявляла особой приветливости. Наши отношения достигли самой низшей отметки, хуже двусторонние отношения вообще не могут быть.

Айгар Калвитис, премьер-министр Латвии: У нас есть разные органы безопасности, но нет совершенно никакой информации о том, что происходит в нашей экономике в результате привлечения иностранных инвестиций. Деньги вкладывают различные офшоры - это и местные, и, не исключено, российские предприниматели.

Виктор Калюжный, посол России в Латвии: У латвийских портов есть преимущества перед российскими - они не замерзают. Самое короткое транспортное плечо до Москвы проходит через Ригу. Кроме того, латвийские порты традиционно на высоком уровне обслуживают грузы. И именно по этой причине правительство Москвы сейчас рассматривает предложения по приватизации латвийских терминалов.